Памятники архитектуры, сохранившиеся в Киеве от домонгольского времени XI-XIII веков, отличаются характерными чертами византийского искусства — крестово-купольной композицией, ясностью и простотой объемно-пространственной структуры, состоящей в том. Внутреннее членение пространства опорами выявлено на фасадах лопатками или полуколоннами.

До 1060-х годов фасады завершались ровными карнизами, только арки-закомары главных продольного и поперечного нефов возвышались в их центре. Стены были декорированы уступчатыми нишами, а барабаны куполов имели характерное арочное венчание. Позже повсеместно карнизное завершение фасадов сменяется позакомарным. Если раньше типичными были многокупольные храмы, то с последней четверти XI века распространенными становятся однокупольные храмы. Но как и в первой половине XI века, все помещения, квадратные в плане под хорами, на хорах или в двухэтажных обстройках, кроме куполов на световых барабанах, перекрывались куполами без барабанов. Уменьшаются и физические размеры храмов.

Монументальная живопись и мозаика играют первостепенную роль в идейно-образном воплощении замыслов зодчих. Единство, синтез всех видов искусств, монументальность и лаконизм средств художественной выразительности — наиболее характерные черты произведений XI-XIII веков.

Памятники архитектуры XVII-XVIII веков, сохраняя ряд черт архитектуры домонгольского периода, в то же время значительно отличаются от нее не только плановыми решениями, но и архитектурными формами. Традиционные крестово-купольные храмы теперь получают иную трактовку. В новых церквах трансепт выступает с обеих сторон в виде ризалитов, завершенных фронтонами. В их западной части акцентируются две симметрично поставленные башни с лестницами, ведущими на хоры. Позакомарное покрытие сменяется поскатным. Применение ордера, чаще всего в декоративной трактовке, и членение фасадов по ярусам становятся весьма распространенными.