В 708 г. императрица Темней решила перебраться со своим двором из Фудзивары на 32 км южнее в местечко Хэйдзё (ныне известное как Нара). В последующие годы здесь развернулось большое строительство, поддержанное государственными чиновниками, и вскоре возник совершенно новый город.
В 728 г. при правительстве был основан особый департамент (Мокурио), чьи функции заключались в наблюдении за строительством храмов и общественных зданий в соответствии с городским планом. Позже было создано целое министерство, следившее за возведением дворца Хэйдзё, огромного сооружения на площади 1 км-, где разместились правительственные здания и императорская резиденция.
Императоры сами выбрали для себя буддизм в качестве религии, но этот шаг значил больше, чем просто выбор нового объекта для поклонения. Буддистские тексты переполнены списками преимуществ, которые получали щедрые жертвователи. Правителям были обещаны стабильность их династии, отсутствие политических конфликтов и процветание в обмен на покровительство. Когда в 740 г. император Сому приказал, чтобы каждая японская провинция построила свой монастырь и назвала его Храмом охраны государства, он объявил себя слугой трех высших сокровищ Японии: Будды, учения Будды и монашеского сообщества.
Построенный императором в 745 г. монастырский комплекс Тодайдзи стал архитектурным шедевром. Это был главный монастырь страны. Государственный департамент, ответственный за строительство, назначил 227 надсмотрщиков,
917 мастеров-строителей и 1483 рабочих. По основном)’ план)’ вдоль линии север-юг должен был располагаться ряд монументальных зданий, а по обе стороны от них — две огромные семиярусные пагоды. Во главе комплекса планировалось установить отлитую из бронзы статую Будды и заключить ее в колоссальное здание, самое большое, когда-либо построенное из дерева, — «Зал Великого Будды» (Дайбуцудэн). Вражеские войска дважды жгли монастырь в XII и XVI вв., и хотя размеры нынешнего «Зала Великого Будды» составляют всего две трети первоначальных, он все равно остается самым большим деревянным сооружением мира. Масштабность замысла ощущается и сегодня. Одним из мотивов создателей ансамбля была попытка спроектировать центр столицы так, чтобы затмить славу города Чанъань (ныне Сиань), легендарной столицы Китая периода Тан.
УД 3 и