Крупнейшей жилой постройкой XVIII в. на Украине можно считать двухэтажное здание бурсы в подворье Софийского собора, построенное в 1763—1767 гг. архитекторами М. Юрасовым и Ф. Поповым: длина его около 108 м. Строилось оно как здание монашеских келий, затем было переделано под бурсу, но одно время служило покоями митрополита.
Хотя в планировке здания использован старый прием блокирования ячеек из сеней и двух помещений по бокам, но уже видны и новые элементы — коридор во всю длину здания по его оси и два выступа на главном фасаде. Фасад бурсы членится пилястрами, отвечающими внутренним поперечным стенам. Крыша здания имеет «залом», типичный для высоких крыш XVIII в.
В развитии городских жилых домов прогрессивную роль сыграли дома-«близнецы» в Кременце, купеческий дом в Нежине и др. Дома в Кременце отличаются четкостью планировки и простотой объема. В них видны уже основные черты городского многоэтажного секционного дома с внутренними лестницами, получившего развитие в строительстве XIX в.
Наряду с такими сооружениями, как дом Петра I и митрополичий дом в Софийском подворье в Киеве, на Украине были построены здания, отразившие значительные изменения в архитектуре резиденций крупных светских и духовных магнатов.
Еще со второй половины XVII в. некоторые дворцы Польши стали строиться по оси симметрии, объединяющей парадный двор и парк. Это новшество в начале XVIII в. распространяется и на украинские земли. Одно из первых сооружений этого типа — дворец Вишневецкого в Вишневце, построенный между 1731 и 1744 гг.. П-образное в плане двухэтажное здание дворца и связанные с ним службы строго симметрично расположены вокруг внутреннего парадного двора, имеющего три проезда по продольной и поперечной оси. По центральной продольной оси на главном фасаде дворца расположены парадный вход и вестибюль, подчеркнутые выступом с фронтоном и портиком; этой же оси подчинена и композиция парка.
Несколько позже Вишневецкого дворца были построены дворцы — царский и Кловский в Киеве. В отличие от Вишневецкого композиция киевских дворцов менее строга. Хотя в общей композиции этих дворцов можно обнаружить некоторое сходство, в их архитектуре имеется существенное различие.
Общим для этих дворцов является двухрядное расположение помещений в центральной части и удачное размещение входа и лестницы. Но архитектура Кловского дворца решена сдержанно, в духе небольших зданий Петербурга петровского времени. Архитектура же царского дворца, построенного по образцу дворца в Перове арх. Растрелли, отличается богатством форм, а его террасы органически связывают здание с парком. Здание царского дворца сильно переделано. Проект дворца Разумовского в Глухове, составленный позже арх. Квасовым, напоминает царский дворец в Киеве.
Важным этапом в развитии типа дворцово-административных зданий на Украине было строительство в 1768—1782 гг. здания Малороссийской коллегии в Глухове по проекту А. Квасова. Это было крупное трехэтажное здание П-образной формы с угловыми ризалитами и выступами по бокам центрального проезда. Для каждой административной единицы в здании была выделена группа помещений с коридорной планировкой, образующая изолированный отсек. По углам здания были расположены многоугольные залы, перекрытые сводами. Пилястры и полуколонны членили его фасад. Здание было разобрано в XIX в.
Автор здания коллегии А. Квасов много сделал для развития украинской архитектуры. Начало его работы на Украине относится к 1748 г., когда он был направлен в Козелец для строительства дворца Разумовских и собора. Андрей Квасов работал на Украине над крупными ансамблевыми композициями. Сохранились выполненные им эскизы планировки кварталов Глухова, где находилась резиденция гетмана Украины, и эскиз торговых рядов с аркадой на первом этаже. Предполагается участие Квасова в создании колокольни Козелецкого собора. Много сделал А. Квасов по воспитанию мастеров-зодчих на Украине.
Украинская архитектура XVIII в. обогатилась несколькими сооружениями нового типа — учебными заведениями и зданиями городского самоуправления. Главнейшие из них Духовная академия в Киеве, Корпус Духовной академии был потом надстроен И. Шеделем и окончен в 1740 г.. Это обширное двухэтажное здание, по главному фасаду которого в первом и втором этажах тянется открытая галерея — аркада для сообщения между аудиториями. Через каждые две аудитории располагались обширные сени, служившие для рекреации, а в теплое время этой цели служила галерея. Планировка здания академии отражена в ритме аркады, имеющей через каждые две крупные арки одну меньшую, отвечающую сеням — рекреации. В торце здания была церковь с однокупольным верхом.
Крупные арки первого этажа опирались на мощные прямоугольные пилоны, арки же второго этажа меньшего размера и опираются на колонны, шаг которых равен половине шага пилонов первого этажа. После перестройки И. Шеделем здание приобрело целый ряд барочных атрибутов: двухъярусную крышу, спаренные колонны, резко выступающий центральный резалит с «переломом» и купол над церковью в торце здания.
В гражданской архитектуре Украины конца XVII—XVIII в. открытые аркады имели широкое распространение. Кроме здания Духовной академии аркады сохранились в дворовой пристройке Всехсвятской падвратной церкви Киево-Печерской лавры и в доме Петра I в Киеве, в магистрате Козельца и других зданиях. Если к этому добавить, что многие деревянные церкви XVII—XVIII вв. имели «опасания» на столбиках, станет ясным, что аркады, или навесы, играли значительную роль в архитектуре городов и сел.
После пожара 1718 г. в Киево-Печерской лавре велось обширное строительство; тогда была начата постройка одного из интереснейших сооружений Киева первой половины XVIII столетия — Ковнировского корпуса. Корпус, названный именем его строителя Степана Ковнира, расположен за Успенским собором Лавры, в восточной части главной площади Древнейшая часть здания — помещение между южным и северным крыльями — построено в конце XVII в. и, судя по недавно открытым фрагментам портала и карниза, имело интересные архитектурные кирпичные формы, свойственные русской архитектуре XVII в.
Старое южное крыло Ковнировского корпуса было самостоятельным зданием монастырской хлебопекарни; время его постройки относится к началу XVIII в. В 1721 — 1727 гг. на север от хлебопекарни С. Ковнир построил новое одноэтажное здание книжной лавки. Это было симметричное сооружение с тремя фронтонами. В 1746—1773 гг., после пожара, С. Ковнир отстраивает здание хлебопекарни, книжной лавки и типографии и пристраивает тамбур.
Наболее интересная деталь Ковнировского корпуса — его фронтоны. Известно, что еще в XVI столетии в монументальном культовом зодчестве древнерусские закомары заменялись пофронтопным покрытием, что в известной степени объяснялось переходом от свинцовой кровли к гонтовой и черепичной. Фронтоны эти имели простые треугольные очертания, которые сохранялись и в XVII в., находя применение в зданиях самого различного назначения. Фронтоны Ковнировского корпуса, располагаясь в ряд по главному фасаду, отличаются разными формами и сложностью очертаний, и только два из них, стоящие по концам корпуса, сходны между собой. При всем этом они объединены единым стилем, единым приемом основных членений.