Архитектор Антонио Гауди, живший с 1852 но 1926 год, — загадочная легенда нашего века, гений, оставивший на Земле следы божественной поступи. Он был признан выдающимся архитектором еще при жизни.
Почти все его постройки находятся в центральном районе столицы Катакиши Гауди был пламенный патриот своей страны, своего языка и говорил (особенно в официальной обстановке) только по каталонски. Но его постройки создавались со вселенским размахом. В них нет ничего обособленного, провинциального.
Барселонцы удивлялись, когда на их глазах вырастали диковинные фантастические строения, такие как Дом сеньоров да Мила. Дом в Кальвст.
Скудные сведения о личности Гауди дошли до нас лишь со слов современников. Он был пятым ребенком в семье, к сожалению, не очень счастливой. В детстве он болел ревматизмом и не мог быстро передвигаться и играть со сверстниками. Природа, обделив Гауди в одном, одарила его удивительным даром архитектора, тем ангельским оком, которое помогает проникать в другое измерение.
Преподаватель архитектурного класса рассказывал, что Гауди был единственным учеником, о котором долго вспоминали даже после выпускных экзаменов. Хотя во время учебы он был посредственным учеником, часто прогуливал предметы, которые ему не нравились, над ним нависала угроза отчисления из школы. Когда же в Гауди что-то нравилось, он отдавался этому полностью. Его мягкость дополнялась энергичностью и сильным характером.
Голубоглазый, небольшого роста, Гауди был очень религиозен фанатично предан своему делу, процессе работы Гауди никогда не завершал чертежи до конца. Он» почти всегда изменялись по ход строительства. Без конца исправляя свои проекты, он не отметал идеи, а просто изобретал новы идеи, которые захватывали его целиком. Будучи не только одаренным но и требовательным к себе Гауди часто повторял: «Каждый должен пытаться воспользоваться тем даром, который преподнес ем Бог.»
Идея Гауди и дона Гуля создать не обычный по красоте парк, своеобразную каменную сказку, вызывал недоумение у современников. На участке, отведенном под парк находящемся в самой высокой точке Барселоны, было запрещено вы рубать большие деревья. И гордый Гауди переделывал свой проект ради сохранения одного двух деревьев, говоря при что! «Мне понадобится три недели дл переделки проекта и двадцать лет, чтобы вырастить такую сосну.» Преклонение перед природой, с собственной одаренности удивительная фантазия давали Гауди свободу в решении архитектурных деталей: водостоков в вид морских раковин, опор в виде стволов деревьев, сталактитов и водорослей
Волны подсказали плавные формы дома Мила, крыша дома Батло напоминает чешуйчатую спину динозавра. «Архитектура должна отражать природные явления, то, что происходит природе. — говорил Гауди. Бог все уже придумал, надо только уметь наблюдать». И сегодня в парке, строившемся 15 лет, воображение поражает не только дом привратника, вход в виде гигантской ящерицы, облицованной разноцветной керамикой, но и зал ста колонн, фонтаны, террасы — вся эта невероятная, сказочная феерия. Величие Гауди — не столько в его безусловном, изысканном профессионализме, сколько в якобы дилетантски-пренебрежительном, самоуверенном отношении к конструкциям и материалу. Уже был известен железобетон, а Гауди продолжал «издеваться» над кирпичом, заставляя его работать вне своих расчетных возможностей. Он вел себя как Раскольников которому все дозволено. Он не доверял никому, так как никто не знает того, что дано знать Мастеру. Он сам вытачивал сталактиты для сводов галерей парка Гуэль, сам проверял нагрузки, подвешивая мешочки с песком.
Независимо от того, строил Гауди дом или парк, он приходил на работу с мерными лучами солнца и садясь под зонтиком, сам руководил строительством. Вся его жизнь, в том числе и личная, заключалась в работе.
Любой студент знает, как выглядит кирпичная арка, удерживаемая кривой только за счет распора. Гауди делает вид, что не знает этого — с невозмутимостью ребенка он кладет кирпичи ложком по направляющей свода, и они послушно лежат там уже сто лет, нарушая законы тяготения и восхищая все новые поколения туристов. Casa Mila — одно из наиболее зрелых и совершенных творений Гауди, прозванное современниками «каменоломней» (La Pcdrera).
Построенный для дона Педро Мила в начале века, этот дом претерпел немало переделок, исказивших идею ауди: сказалось былое присутствие здесь игорного дома, а также перепланировка жильцами многих квартир. В 1909 году муниципалитет Барселоны потребовал даже разобрать строившийся аттик или заплатить огромный штраф. Раздражение вызывали арки, поддерживавшие кровлю и фантастический сад скульптур на крыше, каждая из которых имела свою функцию от водяного бака до дымовой трубы. Гауди едва не разорился при строительстве Casa Mila. Так как некоторые каменные блоки приходилось монтировать и разбирать более пяти раз, чтобы добиться их идеального совмещения. И 1996 году закончены реставрационные работы, длившиеся 10 лет.
Восстановлены пространство аттика, одно из самых любимых Гауди. Настоящая живопись, камины и литье. Здесь разместились культурный центр и выставочный зал. Па рукояти надпись: «Справедливость, наказывающая порок». Вся система декоративного оформления (рисунок полов, потолков, обоев и мебели) разработана самим Гауди, как впрочем и для всех остальных своих строений. Возведение именно этого дома окончательно упрочило архитектора в Барселоне.