Перспективные сокращения создают как раз обратный эффект, так как вертикальные членения и колонны при обозрении снизу имеют перспективную точку схода вверху, а горизонтальные на горизонте, т. е. они будут в перспективе сближаться, а следовательно, не может существовать иллюзия расширения колонн портика «веером вверх» и т. д.

Доказательством этому является богатая практика реалистического рисунка с натуры, ни в одном случае не отразившая в изображениях подобных зрительных иллюзий. Такое предположение опровергается также и тем, что вводимые так называемые «отклонения» различимы глазом, а, следовательно, не могут являться коррекцией оптической иллюзии.

Анализ всего многообразия этих композиционных приемов и средств показывает их общую основу тесную связь с условиями и особенностями зрительного восприятия в натуре. На целом ряде примеров можно показать, что при умелом внесении они способствуют усилению художественной выразительности архитектурных произведений.

Утонение, наклон стен, уменьшение размеров архитектурных деталей и форм кверху.

Существуют разнообразные композиционные приемы и пластические и декоративные средства для усиления художественной выразительности сооружения, для подчеркивания и выявления определенных сторон художественного образа высотности, стройности, монументальности и т. д. Так, в высотных композициях характерно последовательное и закономерное убывание величины форм и архитектурных элементов кверху. Это зрительное облегчение форм находится в органическом единстве со всей структурой построения сооружения. Оно соответствует конструктивному облегчению масс по мере увеличения высоты уменьшению толщины стен, столбов.