Концертные залы — сравнительно молодой тип архитектурных сооружений, восходящий не далее как к середине XVIII столетия. Однако еще древние греки строили специальные помещения, называвшиеся одейонами и предназначавшиеся для исполнения музыкальных произведений. Одно из древнейших сооружений такого типа, вероятно послужившее образцом для более поздних построек такого же типа, было выстроено в Афинах при Перикле около 445 г. до н. э. Это было небольшое квадратное здание, из акустических соображений покрытое крышей. Остатки других одейонов обнаружены в греческих городах на континенте, на острове Сицилии и в Малой Азии. Одейоны строились и римлянами. Лучше других сохранился римский одейон Ирода Аттика в Афинах, сооруженный на юго-западном склоне Акрополя в 160 г. н. э. и вмещавший от шести до восьми тысяч человек.
В средние века музыка исполнялась в соборах и церквах. Светская музыка, которая начала развиваться особенно быстро с конца XVI и в начале XVII в., имела две главных формы — оперную и камерную музыку. Первый оперный театр был открыт в Венеции в 1637 г., камерная музыка исполнялась преимущественно во дворцах и особняках богатых любителей музыки, и такое положение в общем продолжалось до первой мировой войны 1914 г. Для исполнения камерной музыки начали появляться с начала XVIII в. и специальные помещения.
На континенте, в некоторых старых кофейных для концертов отводились отдельныв помещения, одна такая кофейная с музыкальным залом была в Лейпциге. Самым старым концертным залом в Европе считается музыкальная комната Холлиуэлла в Оксфорде, выстроенная в 1748 г. специально для исполнения ораторий Генделя. Она вмещает 300 слушателей, и ее акустика и теперь считается хорошей.
В течение почти двух веков одним из главных музыкальных центров Европы был Лейпциг, и его концертные залы стали образцом в отношении акустики для многих более поздних сооружений подобного рода. Старый Гевандхауз, выстроенный по проекту архитектора Дауте в 1780 г. на старом Суконном рынке, славился своей акустикой и был первым концертным залом в Лейпциге. Он был снесен в 1894 г., и точно по его образцу был выстроен Малый зал нового Гевандхауза. Старый зал, вмещавший около 500 слушателей, был в плане прямоугольным с закругленными углами, потолок был плоским, стены облицованы деревянными панелями.
В 1842 г. рядом со старым Гевандхаузом был выстроен концертный зал консерватории. Несмотря на деревянные панели и сегментообразную форму потолка, концентрирующую звук, акустика его не очень хороша. В 1887 г. был сооружен Большой зал нового Гевандхауза по проекту архитекторов Гропиуса и Шмидена, близкий по плану и конструкциям к старому залу. Новый зал, более значительный по размерам, вмещает 1560 слушателей. Он также представляет собой вытянутый прямоугольник с закругленными углами, где покрытые деревянными панелями стены переходят, закругляясь, в легкий потолок. За свою акустику зал получил одобрение многих знаменитых музыкантов, и признается многими лучшим концертным залом в мире.
Широкий зрительный зал окружен с трех сторон балконом одинаковой, но не очень большой глубины, во избежание акустических теней под балконом. Верхний свет — главный источник дневного освещения. Вечером потолок задергивается занавесом, отражающим электрический свет. Главный декоративный мотив зала, стены которого покрыты грубой штукатуркой, состоит в членении стен наверху арками и отвечающими им внизу квадратными столбами и колоннами.
Форма зала, фактура стен и в особенности деревянные панели вокруг оркестра способствуют улучшению акустики, которую можно признать превосходной. Однако она могла бы быть и еще лучше, если бы зал не предназначался и для драматических спектаклей, а также для эстрадных выступлений. Первоначально проектировалась только площадка для оркестра, но для драматических представлений пришлось ввести в проект портал сцены с тяжелым занавесом. Поглощающие звук материалы несколько ухудшают акустику, когда же перед симфоническими концертами занавес убирается, акустика становится безукоризненной. На одной из иллюстраций мы видим пустой зал с занавесом, на другой — зал во время симфонического концерта с убранным занавесом.
В общем интерьер концертного зала строг, но не скучен, в основу же экстерьера положена классическая симметрия. Здание имеет жизнерадостный вид, весьма подходящий для курортной местности. Для его внешнего вида характерны круглые медальоны на стенах, пиннакли на боковых его частях и светло-кремовая штукатурка. Внешний вид постройки соответствует внутреннему расположению помещений. Центральная часть фасада с балконом во втором этаже соответствует фойе, а боковые квадратные части фасада — буфету с одной стороны и курительной комнатой — с другой.