Сегодня сознание проектировщиков вплотную приблизилось к тому, чтобы преобразовать в художественное творчество принципы и приемы тех видов инженерного проектирования, которые традиционно ориентировались на расчетные методы, привлекая людей искусства лишь как «оформителей».

Строительство мостов издревле относилось к такого рода «двойному» искусству, инженерно-конструктивному в основе и архитектурно-декоративному в «надстройке». Иногда, впрочем, делая инженерно-математическую логику конструкции и выразительность материала единственным источником эстетических ощущений.

В XIX веке, с появлением новых материалов и технологий проектирования, «тектоническая» линия резко укрепилась и в наше время господствует в мостостроении.

Современный мост, особенно крупный, покоряя гигантские пролеты и обуздывая силу тяжести, стал символом умения делать нужное прекрасным. Но одновременно обозначились и пробелы односторонне-«технарского» подхода к этому виду творчества: непонимание образного смысла градостроительного или природного окружения, «отчуждавшее» многие сооружения от принявшего их контекста; завышение интереса к проработке только «большой формы» — собственно пролетного строения, оставляя без внимания детали «второго плана» (ограждения, элементы освещения и т.д.). Решать задачи «эстетизации» инженерных идей в этом случае следует по частям, понимая их как многоходовую программу прорисовки одной из «тем» общей средовой композиции.

Средовой подход в проектировании мостов проявляется двояко: с одной стороны — «вписывая» сооружение в градостроительную или ландшафтную композицию в качестве детали ансамбля, с другой — формируя эту «деталь» как самостоятельную завершенную средовую целостность. Первый аспект рассматривает мостовую структуру «снаружи», в макромасштабе ее назначения и окружения, второй — «изнутри», с позиций «интерьерного» восприятия, максимально приближающего все элементы сооружения к зрителю.

В городской макросреде любой мост выполняет одновременно несколько ролей. Во-первых, это активный антропогенный акцент, особо выразительная часть городского ансамбля, складывающегося с его участием. Во-вторых, мостовое сооружение представляет собой своеобразную «видовую платформу», с которой воспринимается этот ансамбль либо пешеходами, либо пассажирами проезжающего по мосту транспорта. В-третьих, мост всегда является гигантской скульптурой, воплощающей в своих формах умение решать тектонические и пластические задачи создания объемно-пространственных композиций внешне утилитарных, а по сути — олицетворяющих свое время художественными средствами (пропорции, динамика, ритм, масштабность и т.д.). Все три роли теснейшим образом взаимосвязаны, но каждая требует своего приложения профессиональных усилий .