В Колонном зале дана новая интерпретация парадного дворцового интерьера, созданного на общей планировочной основе городского дворянского жилого дома. Весь архитектурный строй зала, система его простых и строгих классических форм, его художественный облик оказали влияние на парадный интерьер городских жилых домов дворянства и крупного купечества.

«Античная» колоннада и ее элементы в сочетании с такими формами, как ниши, экседры, арки и пр., приобретают господствующую роль в интерьере жилого дома 90-х гг. По образцу Колонного зала были построены залы дворянских собраний в Костроме, Туле, Твери, Калуге и других городах.

Одна из последних городских усадеб Москвы XVIII в. — дом Губина на Петровке. Генеральный план усадьбы представляет собой центральноосевую композицию, включавшую расположенный по улице главный дом с двумя флигелями, парадный двор за домом и регулярный парк с прудом, аллеями и беседками. Фасад дома Губина с центральным портиком и «античными» скульптурными мотивами арочных ниш в боковых ризалитах лаконичен и прост, что отвечало художественным принципам русского классицизма конца XVIII в.

Замечательным примером городского дворца-усадьбы Москвы конца XVIII в. служит дом крупного помещика-откупщика Пашкова, построенный архитектором Баженовым в 1784—1786 гг.. Комплекс усадьбы Пашкова включал жилой дом с небольшим парком перед его главным фасадом, флигели, парадный подъездной двор, надворные постройки — манеж и конюшню. Усадебный участок, расположенный со стороны Моховой улицы на высоком холме, имел сложный рельеф и неправильную конфигурацию. Жилым, хозяйственным и служебным постройкам, обычным для дворянской усадьбы, Баженов придал дворцовую представительность, оправданную местоположением владения на одном из центральных участков города в непосредственной близости к Кремлю. Главное здание и соединенные с ним переходами флигели Баженов расположил со стороны Моховой на бровке высокого холма, противолежащего Боровицким воротам Кремля. Компактно размещенные здания, доступные для обозрения со всех сторон, образуют одновременно симметричную классическую и динамическую ярусную объемную композицию, органически вошедшую в ансамбль окружения Кремля и застройки Моховой улицы, начатой Университетом Казакова.