Изучение отдельных памятников архитектуры этого периода помогает установить не только отдельные их особенности, но и общие характерные черты владимиро-суздальского зодчества.

Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152- 1157) — одно из древнейших сооружений владимиро-суздальской земли, построенное при Андрее Боголюбском.

План аналогичен соборам киевского позднего типа — трехпридельный, с тремя апсидами, четырехстолпный, одноглавый. Размеры: длина — 19 м, ширина -11м, высота — 24 м. Построен из местного известняка. Увенчан мощным куполом. В этом соборе уже наметилась в самых общих чертах будущая владимиро-суздальская архитектурная система. Двойные уступы лопаток и скромный горизонтальный пояс служат прототипами будущего богатого белокаменного декора. Переславский собор, как и все владимиро-суздальские здания, имеет ясно выраженную цокольную часть. Интересно «утонение» верхних частей фасадных стен храма. Суровый и неприступный вид собора в Переславле-Залесском свидетельствует о том, что он играл роль главного здания укрепленного города.

Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше около Суздаля (1152). По плану и размерам церковь в Кидекше одинакова с собором в Переславле-Залесском, за исключением незначительных деталей. Наружный объем здания в первоначальном виде был стройнее приземистого массива Преображенского собора. В этой церкви на середине высоты стен помещен скромный аркатурный пояс, что является шагом в постепенном усложнении архитектурной композиции и развитии своеобразных особенностей владимиро-суздальских сооружений.

Старейший памятник древнего города Владимира — Успенский собор — первоначально представлял собой одноглавое, шестистолпное здание с тремя приделами. Его размеры: длина — 27 м, ширина — 18,5 м, высота — 35 м. Через 25 лет по завершении постройки собор сильно пострадал от пожара. Зодчие Всеволода III в 1185-1189 гг. окружили его новыми стенами (галереями), укрепили пилонами и связали арками со стенами старого собора, который оказался, как в футляре, внутри нового здания. Собор был расширен за счет обстройки первоначального объема с добавлением двух приделов и нартекса, значительно увеличены алтарные апсиды и добавлены еще 4 купола (таким образом, собор стал пятиглавым). После обстроек Всеволода внешний облик собора изменился. При новых увеличенных масштабах храма и его широких пропорциях энергичный подъем стройных масс сменился спокойной царственной неподвижностью, усилившей дух торжественной величавости (фото 22, 23).

В центральных закомарах были крупные сюжетные композиции. Под ними по всем фасадам — женские маски — символ посвящения храма Богородице. Пол собора выложен цветными майоликовыми плитками. В порталах — драгоценные «златые врата» (листы меди, покрытые писаным золотом). Успенский собор создавался и как кафедральный храм Владимирского княжества, и как главный храм всей Руси. Собор строили не только русские мастера, но и западноевропейские и византийские зодчие, живописцы и резчики. По красоте и церковному значению Успенский собор соперничал только с Софией Киевской.

В 1238 г. татары подожгли собор. В 1408 г. роспись собора возобновляли Андрей Рублев с Даниилом Черным. Основная часть сохранившихся фресок находится под хорами и связана с многосложной композицией Страшного суда. Особой одухотворенностью и красотой отмечены фигуры трубящих ангелов на входной арке. Фрески талантливых художников придали Владимирскому Успенскому собору большую уникальность и эстетическую ценность.

Церковь Покрова на Нерли — прекрасный памятник архитектуры мирового значения — была выстроена в 1165 г. поблизости от г. Боголюбова, при впадении р. Нерли в Клязьму. Устье реки было воротами Суздальской земли и выходом через Клязьму к Волге. Храм был посвящен новому празднику Покрова Богородицы, установленному владимирским князем и духовенством. Этот праздник говорил об особом покровительстве «царицы небесной» князьям владимирской династии.

Монастырская церковь на Нерли отмечала подъезд к городам Боголюбову и Владимиру, архитектурно выделяя въезд в столицу.

План церкви аналогичен планам собора в Переславле-Залесском и церкви в с. Кидекше. Удивительно изящное по пропорциям сооружение прекрасно гармонирует с живописным окружающим пейзажем. Этому способствует архитектурная декорация стен, для которой характерны многоуступчатые лопатки, закомары и большое количество колонок различных размеров, типичных для владимирских зданий. Большие колонки, приставленные к наружным лопаткам, несут резные каменные желоба — водометы между закомарами. Арочки фриза опираются на миниатюрные колонки, образуя аркатурно-колончатый пояс, — это самая характерная деталь архитектуры Владимиро-Суздальского княжества. Порталы, барабан и апсиды также украшены колонками. Поперечное сечение лопаток усложнено уступами прямоугольного и закругленного профиля, что придает наружным стенам глубокий рельеф и насыщает их поверхности сочной пластикой.

Помещенные в полукружия средних закомар северного, западного и южного фасадов каменные рельефы изображают библейского царя Давида, играющего на гуслях в окружении слушающих зверей. Эти сцены, изображающие гармоническое единение в мире, противопоставлены изображениям терзающих зверей, размещенных в полях боковых закомар.