О неизбежных различиях в восприятии людей разных культур красноречиво говорит, например, исследование Браунфельса, обратившего внимание на то, что в средневековых хрониках говорится о похожести Флоренции и Рима, Ареццо, Лукки и Флоренции, тогда как по нашим представлениям, это были в то время совсем разные города. Для средневековых же хронистов были важны не те визуальные признаки, которые останавливают наше внимание, а некие значения, которыми тогда наделялись материальные структуры,
Рассматривая современную нам городскую среду, мы, естественно, будем основываться на системе оценок, свойственной нашей сегодняшней культуре. При этом, по возможности мы должны стремиться к выделению сферы общезначимого в эстетической оценке среды. Здесь следует указать, что при анализе архитектурных объектов можно различать их морфологию (физические формы), символику (общезначимые смыслы и значения) и феноменологию (индивидуальные прочтения и переживания). Нашей задачей должно стать рассмотрение морфологии среды в ее связи с символикой и с наиболее распространенными ассоциациями феноменологического плана. Представить картину воспринимаемых смыслов среды довольно сложно в силу малой изученности этого вопроса. Необходимо было бы проведение обширных анкетных опросов для выявления распространенности тех или иных представлений и оценок среды, а также анализа специальной и художественной литературы с тем, чтобы выбрать имеющийся там материал по оценке архитектурной среды города. Пока что в этом направлении сделано еще немного. Но все-таки есть материал, позволяющий надеяться на составление достаточно объективной картины. Это, во-первых, известная сегодня реакция потребителя на происходящую трансформацию городской среды.