Отрицательные черты изоляции сцены от зрительного зала отсутствовали как в греческом и римском театрах, так и в Елизаветинском театре, и многие современные актеры, режиссеры и драматурги стремятся возродить связь между актером и зрителем. В этом должны им помогать и архитекторы, проектирующие здание театра. Для того чтобы проблема стала более понятной, уместно будет бегло проследить эволюцию формы европейского театра со времен древней Греции.
Греческие драма и театр ведут свое происхождение от дифирамбических гимнов, которые пелись под аккомпанемент флейты на празднествах в честь Диониса. В то же время на круглом пространстве вокруг алтаря происходили танцы. Иногда велся диалог между корифеем хора и остальными певцами, что и стало зерном драмы. Таким образом, театр, в его первоначальной форме, в большой степени был обусловлен ритуалом празднеств Диониса. Круглая площадка, на которой находился хор, получила название орхестры и стала характерной для греческого театра. Вокруг орхестры были расположены места для зрителей.
Самые ранние театры, по-видимому, были деревянными, но с четвертого века до нашей эры их начали строить из камня, по большей части на склонах холмов или акрополей, или же высекали в скале. Самые ранние из сохранившихся греческих театров — театр Диониса на склоне афинского Акрополя и театр в Эпидавре. Первый был закончен в 330 г. до н. э., но его использование началось значительно раньше. Второй театр, сохранившийся лучше всех греческих театров, был закончен в 350 г. до н. э. Орхестра в нем круглая, а сцена, возможно более поздняя, примыкает к стене 3,7 м высотой.
Полукруглая орхестра, высеченная в скале афинского театра Диониса, более типична для греческих театров. Среди сохранившихся можно назвать театры в Дельфах, Эгесте, Сиракузах, Таормине, Аргосе и Эфесе. Все они имели большие размеры, так афинский театр вмещал около 27 500 зрителей.
Главную роль в греческой драме играл хор, находившийся в непосредственной близости со зрителями. Попытаемся представить, как разыгрывалось, например, действие «Агамемнона» Эсхила в афинском театре Диониса. На заднем плане площадки, где происходило действие, по-видимому, была декорация, изображавшая дворец Агамемнона. Актеры на котурнах и в масках появлялись из дверей на заднем плане и с крыльев площадки, в то время как хор занимал орхестру. Появляется страж и рассказывает о том, что он на крыше дворца Агамемнона следит за тем, когда зажжется маяк, сигнал падения Трои. Во время его монолога маяк зажигается, и страж сообщает о своих мрачных предчувствиях. В это время хор вступает процессией в орхестру и поет гимн, в котором излагаются события, происходившие до начала трагедии. Входит Клитемнестра, и начинается диалог между ней и хором. Затем следует второй гимн в честь Зевса. Появляется Кассандра, и в своем диалоге с хором рассказывает о подготовке убийства Агамемнона. Ей известны причины преступления, она знает, что и ей предстоит та же судьба, но она смело готовится к смерти и уходит со сцены, будто бы входя во дворец. Опять вступает хор, и в это время исполняются предсказания Кассанды: из дворца слышен предсмертный крик Агамемнона.
Декорация раскрывается, и зрители видят Клитемнестру над мертвыми телами Агамемнона и Кассандры.
Для представлений подобного рода употреблялись платформы на колесах. Обстоятельства смерти Агамемнона зрители узнают из диалога хора и Клитемнестры. Физическая близость актеров к зрителям создавала между ними интимность, не доступную современному традиционному театру.
Римские театры строились из камня с середины I столетия до нашей эры. Самый ранний был выстроен Помпеем в 55 г. до н. э. В самом Риме сохранился театр в Оранже на юге Франции. В общем римские театры повторяли форму греческих с некоторыми видоизменениями. Места для зрителей и орхестра образовывали полукруг, сзади было трехэтажное сооружение, между крыльями которого находилась крытая площадка высотой около 1,5 м. Крытая колоннада обходила верхний ряд мест для зрителей, причем ее крыша была приблизительно на том же уровне, что и крыша над площадкой, где происходило представление. До начала представления обычно был опущен занавес. В римском театре орхестру занимали привилегированные зрители, преимущественно сенаторы, действие римской драмы происходило на самой сцене. Это было первым шагом к разрыву между актерами и зрителями.