Писатель XV века Муин-ал-Дин-Исфизари писал о городе султана Санджара: «теперь он разрушен, и здесь находится купол надгробия его: это одна из величайших построек царств вселенной и до такой степени прочна, что порча не может коснуться ее». Благодаря значительной высоте здания, которая обусловила его мощные конструкции, оно господствовало над прилежащими зданиями и, вероятно, вообще над городом. Якут сообщает, что «купол его голубого цвета виден на расстоянии дня пути». Появившись столетием позже (султан Санд — жар умер в 1157 году, но мавзолей мог быть построен при его жизни) мавзолеев Абуль-Фазля в Серахсе и Абу-Саида в Меана, мавзолей Санджара, естественно, представляет собой наиболее совершенный образец этого типа. Как и первые, он имеет одно квадратное в плане помещение с глубокими нишами по всем четырем сторонам, однако значительно превышает их по размерам, имея внутри в стороне квадрата плана 17 метров. Купол, перекрывающий мавзолей, всего лишь на метр меньше самого большого в Средней Азии кирпичного купола в хонако Ход — жи-Ахмеда-Ясеви (XIV в. ). Для своего времени он представляет, несомненно, большое достижение инженерного искусства. На четверик поставлен восьмигранник, четыре стороны которого, опирающиеся на стены, имеют неглубокие арочные ниши со световыми проемами, а остальные четыре стороны перекинуты арками через углы четверика. Заполнение углов четверика осуществлено ступенчатыми арками, в которых устроены световые проемы первоначально трехлопастной формы, как это видно на фотографии в работе В. А. Жуковского, фиксирующей более сохранное, чем в настоящее время, состояние одного из проемов. Углы восьмигранника смягчаются сталактитами простой формы, выложенными из кирпича. Вышележащая часть барабана представляет собой уже шестнадцатигранник и выше — цилиндрический объем, который без каких — либо членений мягко переходит в купол. Из углов восьмигранника над сталактитами подымаются декоративные нервюры, взаимное пересечение которых образует на поверхности купола восьмиконечную звезду. Зрительно они как бы держат купол « связывают его с восьмигранником, создавая из этих элементов здания гармоничное целое. Поверхность купола словно поднята нервюрами. Эта вспарушенность купола и зрительный эффект от узора нервюр содействуют, наряду с пропорциями, художественной выразительности интерьера, лишенного какой-либо декоративной отделки. Живопись, лишь местами сохранившаяся на оштукатуренных стенах, требует еще исследования для установления времени ее появления. Поверхность нижней части стен на высоту около 2 метров несколько западает, что дает основание предполагать в прошлом наличие панели, осуществленной какой-либо облицовкой. Наружные размеры здания — 27Х27 метров, высота замка внутреннего купола (наружный в верхней части не сохранился) — около 36 метров. В настоящее время мощный объем четверика снаружи завершается более чем наполовину разрушенной галереей, по своей высоте соответствующей восьмиграннику и открытой наружу арками, разделенными узкими простенками. Выше галереи стенки барабана становятся тоньше и имеют, как и внутри, шестнадцатигранное очертание. С наружной стороны шестнадцатигранника местами сохранились выступы, соединенные поверху арками. Еще выше, у основания купола, размещается также лишь частично сохранившаяся аркатура, как бы поддерживающая купол. Последний состоит из двух оболочек; наружная в верхней части разрушилась, обнажив вершину внутренней. Во внешнем облике мавзолея—памятника, относящегося ко времени наибольшего развития орнаментальной кирпичной кладки, — обращает на себя внимание отсутствие архитектурной декорации на фасадах четверика. Это создает контраст между его глухим, почти кубическим объемом и легкой аркадой галереи, который, может быть, объясняется тем, что мавзолей примыкал к каким-то еще невыясненным постройкам (одной из них, возможно, была та мечеть, о которой писал Якут) и был построен позже некоторых из них. В пользу такого предположения говорит, например, размещение входа на галерею на высоте около 7 метров, устроенного, возможно, с крыши какого-либо соседнего здания. Об этом же говорят следы примыкания пристроек с западной и восточной сторон. Об этом же свидетельствуют четверть в нижней части северо-восточного угла и выступ с южной стороны юго-восточного угла. (Борозды по северному фасаду для отвода воды с галереи не доходят до земли, может быть, в связи с примыканием в прошлом построек я с этой стороны. При наличии построек, примыкавших с трех или даже четырех сторон мавзолея, не было необходимости в каких-либо членениях фасада или его декорировании на высоту примыкания прилежащих зданий. Найденные при работах 1937 года вблизи мавзолея части штукатурки с позолотой трактуются некоторыми исследователями как следы внешней отделки здания. Мы считаем, что эти фрагменты штукатурки могли принадлежать зданиям, примыкавшим к мавзолею и, вероятно, построенным раньше.