«Богатый промышленник, производящий мыло «Айвори», собирается строить дворец», — писала в 1908 г. пасаденская газета. Этим промышленником был Дэвид Б. Гэмбл, один из основателей компании «Проктор энд Гэмбл». Однако его дом обманул все ожидания. Гэмбл построил не дворец, а довольно скромный дом с деревянным каркасом, обшитый гонтом, приземистый, тесно связанный с садом, напоминавший японские дома.

Дом представлял собой крайнее выражение эстетических ценностей его создателей, архитекторов Чарльза и Генри Гринов. Братья Грин обучались в Школе ремесел при Вашингтонском университете, где их наставником был Калвин Милтон Вудворд, преподававший курс дизайна и практических навыков строительства. В программе школьного обучения было написано: «Просвещенный мозг, умелые руки». Вудворд с удовольствием читал труды Уильяма Морриса, основателя британского движения «Искусства и ремесла», и разделял опасения Морриса по тому поводу, что промышленная революция лишает человека удовольствия творческого отношения к своей работе и что утрачивается «определенный дух священнодействия» ручной работы.

Братья Грин были идеальными учениками. Когда английский архитектор К.С. Ашби путешествовал по Соединенным Штатам, он пришел в восторг от качества и мастерства их работ. А сами братья Грин по достоинству оценивали истинный дар плотников, таких как Питер и Джон Холл, чья работа славилась мастерством и изобретательностью даже в мелочах.

После единственной встречи с Дэвидом Гэмблом братья Грин получили от него заказ. На время, пока строился дом, Гэмбл решил увезти всю

свою семью на отдых. В результате братья Грин создали шедевр плотницкого искусства, и это касается как общего дизайна дома, так и мастерски выполненных деталей. В чертежах братьев Грин прорисован весь оригинальный дизайн для каждого отдельного элемента комнаты: панели, мебель, осветительная арматура, даже рисунки на коврах и витражах.

Считается, что братья Грин, возможно, посещали Всемирную выставку, приуроченную к 400-летию открытия Америки Колумбом, которая была

организована в Чикаго в 1893 г. Здесь они могли видеть образцы японских зданий, архитектура которых всегда отвечала строгим критериям Вудворда. Действительно, влияние японской архитектуры на работу братьев Грин ощущается, но оно никогда не было слишком очевидным. Подчеркнутая выразительность деревянной конструкции Гэмбл- хаус соответствует критериям японского стиля, но не копирует его. Важнее всего общий визуальный эффект, а не экономическая целесообразность, поэтому бревна несколько крупнее, чем требовалось.

Поэтому для смягчения визуального эффекта концы бревен обточены на конус. Особенно это видно в больших балконах, нависающих над первым этажом с северной и западной сторон, а также в верхнем чердачном этаже.

Северное фасадное крыльцо уравновешивается более привычной южной торцевой стеной с фронтоном. Со стороны сада массивные деревянные консольные портики создают живописный эффект. Кровлю чердачного этажа поддерживают два массивных висячих стропила из орегонской

сосны (эта древесина выбрана за прямые волокна и отсутствие дефектов) с открытыми соединениями «шип в гнездо».

Интерьер Гэмбл-хауса полностью соответствует доктрине Уильяма Морриса для жилых пространств: «В доме не должно быть ничего, что вы не можете использовать или не считаете красивым». Сразу за входной дверыо находится ниша, образованная лестничным пролетом. Монументальная деревянная стена является структурным выражением подступеней, усиленным красивыми закругленными кронштейнами и ритмичным рисунком перил. Тема тщательно подобранных деревянных фасонных балок продолжается и в гостиной. Здесь фермы из бирманского тика с изящными резными бабками окружают место у огня возле камина. Эта зона продолжается в комнату с резными панелями из красного дерева, напоминающими японские панно с изображениями пейзажей. Они контрастируют с более светлыми стенами, отделанными бирманским тиком.

Все детали мебели гармонируют между собой. Дверцы буфета и шкафчиков встроены в стены и изготовлены из одинакового гондурасского красного дерева. Даже отдельно стоящее пианино спрятано в изготовленный на заказ футляр из красного дерева, который доставили на корабле из Цинциннати, подогнали на месте и встроили в стену гостиной.

Все эти практичные деревянные детали, выполненные с огромным мастерством, придают Гэмбл- хаусу его декоративное богатство.

ГЛАВА ШЕСТАЯ