Спокойный симметричный фасад этого дома неожиданно «разламывается» надвое по центральной оси. Из тектонической «трещины» выступает трехгранный стеклянный эркер. Он представляется полнообъемной призмой, заключенной внутри каменного массива. Художественная острота приема усилена контрастом хрупкого прозрачного эркера и массы стены. Объемными сделаны и витрины первого этажа, перекрытые обнаженными двутавровыми балками. Нижний ярус облицован талькохлоритом и выглядит подобием каменного цоколя. Последний, шестой этаж заглублен, кроме среднего выступа с изогнутыми боковыми стенками, фронтоном и полуциркульным окном.

Дом жены полковника М. В. Воейковой был надстроен пятым-шестым этажами и перестроен гражданским инженером Симой Мина- шем162, использовавшим композиционно-стилевые приемы, выработанные другими петербургскими архитекторами. Минаш, блестяще дебютировавший созданием интерьеров Витебского вокзала (1901- 1904, совместно с С. А. Бржозовским), наиболее ярких и стильных в петербургском модерне, на этот раз откровенно перенял находки Б. И. Гиршовича, Н. В. Васильева и А. Ф. Бубыря. К тому же бытовала версия, что он переработал проект своего коллеги С. А. Моравицкого, составленный для Воейковой 1б3.

Общая схема фасада повторяет дом инженера путей сообщения П. В. Березина, который был перестроен в 1905-1906 гг. архитектором Б. И. Гиршовичем (Социалистическая ул., 14)164. Тот также имеет 11 осей окон; два нижних этажа, выложенных плитами песчаника, трактованы как каменный цоколь; мансардный этаж поставлен с отступом 165, а посередине его выступает объем с криволинейными краями, раскрытый полуциркульным окном; важное место в архитектурной композиции принадлежит орнаментальным и фигуративным рельефам. И, наконец, главное характерное звено — трехгранный железостеклянный эркер в центре, над которым разорван карниз.

Постройка Гиршовича, пожалуй, более изящна и отличается разнообразием деталей. В 1907 г. за нее была присуждена серебряная медаль Городской думы на конкурсе лучших фасадов. Изысканны сочетания разных материалов: песчаника и гранита, кабанчика песочного цвета и изумрудной керамической плитки, кованого металла и стекла. Нижний ярус завершает рельефный фриз, вырезанный из песчаника. Венки и гирлянды чередуются с поникшими цветами.

Четыре горельефные группы — фигуры девушек с книгами и свитками — представляют собой аллегорию печатного дела (в дворовых корпусах располагалась крупная типография). Меланхолически отрешенные изображения удлиненных пропорций с клубящимися складками платьев проникнуты символистским духом. Авторство скульптур приписывается В. В. Козлову и А. Ф. Разумовскому. Дом этот — примечательный образец синтеза искусств в петербургском модерне.

По рисункам Н. В. Васильева. Сероватая монохромная гамма, обработка двухэтажного цоколя разномерными плитами талькохлорита скальной и гладкой фактуры, шестиугольные окна верхнего этажа (и лестницы со стороны двора), а также резные рельефы, вкомпоно- ванные в обрамления входов, придают дому Воейковой отчетливый характер «северного» модерна. В левом портале искусно высечены филины со взъерошенными перьями. Они почти натуралистичны, что отличает их от остальных графично стилизованных рельефов нижнего этажа и снижает их спаянность с архитектурным фоном. Над правым входом — условные изображения птиц с хищными клювами и пышным опереньем, переходящим в геометризованный орнамент. Первоначально верхняя часть фасада была насыщена лепными вставками и композициями, поле мезонина украшали грациозные женские фигуры166.