Во времена Средневековья по берегам и в дельтах рек Маас, Рейн, Шельда стояли густые леса. Название «Голландия» происходит от слова Holtland, что в переводе означает «лесная страна». Древесину использовали и для строительства дамб, когда в XIII в. страна стала защищаться от наступающего моря.

К тому же периоду относится начало строительства в Голландии ветряных мельниц. С их помощью производили дренаж, откачивая воду ковшами или изготовленными из дерева винтами Архимеда. Мельницы служили и для промышленных нужд: от помола зерна до растирания красок. До последнего времени мельницы были деревянными.

В районе Заанстрик к северу от Амстердама мельницы приводили в действие лесопилки — основу местного благосостояния в XVII столетии, золотом веке для страны. Древесину, которую требо-

вало быстро развивающееся кораблестроение, давали местные леса, но много ее привозили из Фламандии. Первая лесопилка появилась в 1592 г., и в течение следующего столетия было построено еще 200 мельниц с лесопилками. К концу XVIII в. в Заанстрике работало более тысячи механизированных лесопилок.

На севере Голландии, где мягкая почва не выдерживает каменных строений, дома строили из дерева. Деревянное строительство велось также вдали от больших городов, в местах, где ограничения

на вырубку леса не столь строги. У голландцев сложился свой традиционный стиль деревянной архитектуры, который выдерживается с небольшими вариациями.

У домов в зажиточном Броеке фасады выглядят очень элегантно, как у каменных зданий. В Заанстрике зеленые дома смотрятся весело благодаря выкрашенным в белый цвет многочисленным архитектурным деталям. Как правило, это одноэтажные строения, но встречаются исключения, например, дом на Калверрингдийке в Заанс-Скансе,

имеющий платформенный каркас. При строительстве по этой технологии каждый этаж собирают отдельно и устанавливают на нижестоящий. Когда первый закончен, он служит платформой- основанием для второго и так далее.

На острове Маркен группы небольших коттеджей рыбаков построены на сваях, на самых возвышенных местах из-за постоянных наводнений. Их смолят, чтобы защитить древесину от воздействия морского воздуха.

ШВЕЙЦАРИЯ

АЛЬПИЙСКАЯ ФЕРМА

В Альпах суровый климат вынуждает жителей опираться в основном на собственные силы и использовать местные ресурсы. Альпийские леса, состоящие из ели, пихты, сосны и лиственницы, могут дать достаточно строительного материала, благодаря чему в этом районе земного шара распространены бревенчатые дома. В кантоне Швиц найдена деталь деревянного дома, датируемая 1287 г.

Термин «шале» первоначально обозначал тип простой хижины, сложенной из бревен в кантоне Во. Но с XIX в. он распространился на все альпийские бревенчатые сооружения. Наши представления о классическом шале во многом основываются на впечатлениях от зданий в швейцарском Бернс- Оберленде. У этих домов крыша имеет пологие скаты и покрыта гонтом или шифером и придавлена деревянными брусьями или большими камнями, чтобы ее не снесло ветром. Фасады украшены резьбой или росписью. Большинство шале стоят на каменном фундаменте, с погребом.

Дом Джиджера (1698) из Адельбодена, находящийся теперь в Балленберге, Швейцария, дает основания полагать, что не всегда зданиям придавали такой внешний вид только ради красоты. Вдоль фасада шале идет надпись: «Томас Джиджер построил этот дом, когда ему было 77 лет, а его же

не 71». Джиджер предчувствовал скорую кончину, поскольку в другой надписи он просит у Бога защиты и цитирует псалмы с размышлениями о Всемогущем. В качестве защиты от нечистой силы многие владельцы шале прикрепляли к краям крыш ветки.

О высоком классе резьбы по дереву строителей шале в Бернс-Оберленде свидетельствует так называемый Дом из Бриенца (1778). Его фасад испещрен украшениями, а выступающие концы балок через равные промежутки поддерживаются маленькими внутренними подкосами.

Чтобы придать зданию привлекательный вид, стену фасада часто плакируют. Особенно удачно это получилось на доме Гостели из Остермундиге- на, построенном Бенедиктом Гостели в августе

1797 г. Его черепичная четырехскатная крыша над широким фронтоном подчеркивает внушительные размеры здания. Нарисованные окна, украшенные изображениями птиц и рогов изобилия, создают впечатление наличия в доме третьего этажа. Столбы на балконе раскрашены под мрамор, а на стене чердака изображен герб Гостели. Гостели не удалось долго наслаждаться своим созданием: французские солдаты расстреляли его в марте

1798 г.