Особые трудности в организации линейных пространств возникают в современной городской застройке, где разрывы между зданиями и сооружениями намного превышают поперечные габариты улиц и магистралей. Так, при высоте жилых зданий 12…16 этажей расстояние между ними составляет 70…100 м, что в 3…4 раза больше нормируемой ширины жилых улиц.

Пространство собственно улицы растворяется в пространствах примыкающих жилых дворов, и фиксация ее направления становится самостоятельной работой в рамках объемно-пространственного решения жилого массива . Тем более своеобразной, что трассировка жилой или пешеходной улицы в районе может не совпадать с координатной сеткой застройки — тогда особенности нашего зрения, приученного увязывать ориентацию пространства с формами ограждений, мешают полноценно воспринимать нужную линейную структуру.

Если «масса» линейного образования достаточна, чтобы противостоять хаотичности окружения, возникает эффект «проникающей структуры», упорядочивающей общую систему пространственных сочетаний. Если нет, приходится усиливать этот эффект, обрамляя линейную систему малыми формами, средствами благоустройства, ландшафтными элементами.

В подобных вариантах проблемы проектирования локальных и линейных структур становятся частью более общей задачи формирования расчлененных пространств. Это — особая проблема современного градостроительства, не нашедшая еще образцовых решений из-за относительной новизны. Смена пространственного масштаба в большом городе, появление «бассейнов восприятия» и массивов застройки, соизмеримых с ландшафтными образованиями — речными долинами, холмами, — размывая границы различий между разными по геометрии формами среды, выводят законы построения дисперсных объектов на первый план.

Главная задача формирования расчлененных пространств — показать принадлежность зрительно изолированных единичных фрагментов общей системе, избегая, однако, монотонности и повторов . Варианты приемов подобной работы обуславливаются масштабом и градостроительной ситуацией объекта, объемно-пространственную композицию которого должен выполнить архитектор.

Центральный ансамбль Екатеринбурга всегда был связан с историческим ядром города — Городским прудом и образовавшей его плотиной, по которой проходит его главная магистраль — проспект Ленина. До 1970-х годов пруд был единственной пространственной доминантой центра, но с появлением на месте Екатеринбургского завода Исторического сквера положение изменилось. Образовалась новая пространственная композиция, где плотина одновременно связала и зрительно разграничила пруд и сквер, сформировав активную градостроительную ось, усилившую архитектурное значение центра.

В отличие от «пространственной» композиции свердловского центра ансамбль площади Мира в Красноярске сконструирован сложнее. Площадь завершает строй кварталов старого города (в старину их называли куртинами), который вышел здесь на берег Енисея Стрелкой, видной на десятки километров вдоль русла реки . Обычно задачи архитектурного освоения таких «суперинтерьеров» решаются одним крупным объемом, зданием- доминантой: такова Биржа на ленинградской Стрелке, ратуша в Стокгольме, оперный театр в Сиднее. Здесь это не годилось, набережная Енисея уже застраивалась многоэтажным жильем, в полтора-два раза превышающим высоту той же Биржи.

Красноярские архитекторы решили набрать объемы Стрелки группой зданий, композиционно образующих неразделимый общий силуэт. Статическим ядром ансамбля стал огромный угловатый кристалл концертного зала, стоящего на подиуме скрытых за подпорной стенкой технических помещений; динамическую вертикаль образовал башенный корпус научно- исследовательского института. Они вместе с остальными сооружениями — каждое со своими формами, размером, масштабностью, цветом — влились в общую массу речных фасадов Стрелки, постоянно меняющихся при взгляде с разных видовых точек, но всегда составляющих цельные композиции, работающие по принципу контраста, противопоставления. Завершение вытянутого вдоль реки старого города новой «составной» доминантой организовало систему прилегающих пространств — основное русло и рукава реки, зону отдыха на острове, магистраль, ведущую от Стрелки к будущему центру города.

Но ансамбль Стрелки работает не только на реку, он обрамляет камерное пространство самой площади Мира, укрывшейся за его фасадами. Те же здания, что образовали внешние контуры комплекса, при взгляде изнутри, с близкого расстояния, оказались соразмерны ее пространству — развитым силуэтом, лаконичной, но активной, деталировкой, создали «домашнюю» атмосферу площади. И одновременно она раскрыта в широких разрывах между зданиями на окружающие пейзажи, речные дали, соединяясь через условные ограждения с ландшафтной средой города.