Мечеть Халифа Худойдод (1777 г.) составляет целый ансамбль вместе с медресе, сардобой и кладбищем. Двор неправильной конфигурации окружен с трех сторон одноэтажными худжрами — кельями учащихся, с четвертой, юго-западной, стороны находится мечеть обычного для Бухары типа: квадратное, покрытое куполом помещение, обнесенное трехсторонним айваном на деревянных колоннах. Фасад мечети украшен резьбой по ганчу; резным орнаментом отделаны также колонны. Внутрь сардобы (ремонтировалась в XIX в.) ведут две лестницы с порталами. Фасады медресе сохранили кое-где остатки майолики. Северная сторона двора сообщается с кладбищем, в центре которого находится могила Халифа Худойдод; близ нее расположена летняя мечеть — фланкированный парой небольших камер айван с расписным потолком на двух колоннах. В целом комплекс является образцом ансамбля, объединяющего разнородные культовые и мемориальные постройки. Он достаточно характерен для XVIII—XIX вв. как по составу плана, так и по формам.

Любопытно по архитектуре медресе Халифа Ниязкул (1807 г.), известное под именем Чор-минор. План и организация медресе представляют собой обычное решение— неправильный двор, окруженный одноэтажным рядом худжр с каркасной мечетью в юго-западном углу. Интересен по замыслу вход медресе: двухэтажная купольная постройка, увенчанная четырьмя угловыми башнями с покрытыми голубой изразцовой облицовкой куполами. Композиция без особых художественных достоинств весьма живописна и своеобразна. Нижний этаж постройки, обнесенный облицованной камнем панелью с колонками по углам, решен как вестибюль. Верхний этаж, где помещалась библиотека, занимает комната с плоским куполом в кольце несложных сталактитов. Лестница на второй этаж устроена в одной из башен.

Бухарский арк, резиденция правителей феодальной Бухары, по-видимому, самая древняя часть города с многовековыми наслоениями разрушавшихся сооружений, образовавшими холм. Застройка в настоящем виде относится к последним столетиям. Крутые откосы арка частично облицованы жженым кирпичом и увенчаны невысокой стеной. С Регистана в арк ведет въезд-галерея в виде пандуса; въезд начинается порталом с двумя башнями и аркадой поверху. По бокам галереи устроены ниши для стражи и несколько камер, куда заточались личные враги эмира. Самая старая часть арка — приемная (куриныш-хо- на), двор которой, замощенный камнем, был окружен с трех сторон крытой галереей на деревянных колоннах.

Напротив входа помещается трон под балдахином на четырех резных колоннах серого нуратинского мрамора; базы колонн изображают львов. Портал входа куриныш- хона украшен мозаикой. Другие постройки арка не представляют архитектурного интереса.

Загородный дворец эмира Ситора-и-Мо- хи-хосса в 4 км к северу от Бухары строился и пополнялся в течение двух десятилетий начиная с конца XIX в. Среди садов размещаются аппартаменты эмира, приемные, службы, в глубине участка — гарем. Архитектура европеизирована,особенно в главном корпусе с анфиладой комнат и парой мраморных львов у входа (в постройке принимали участие русские инженеры). Багеты, зеркала, цветные стекла создают впечатление пестрой мишуры. Заслуживают внимания «Белый зал» с резным стуковым орнаментом по зеркальному фону и предшествующее помещение с настенными росписями (1912—1914 гг.). Резьбу по стуку выполняла группа народных мастеров, возглавляемых Ширином Мурадовым, росписи — мастер Хасан Джан.

Свидетельством феодального бесправия остается бухарская тюрьма «зиндан». Двор тюрьмы обнесен невысокой стеной со скромным порталом входа. Немногочисленные постройки сгруппированы так, что образуют вход вдоль стены. Пол камер углублен в землю. Большинство камер освещалось через отверстия в куполах. В одной из них вырыта круглая пятиметровой глубины яма, куда осужденных спускали на веревке и куда им сбрасывали пищу.

В целом зодчество Бухары последних столетий представляет собой разительный контраст не только по сравнению с архитектурой времени расцвета, но и предшествующего XVII в.

Начиная с XIX в. сохранились хрупкие произведения народного зодчества. Плоскокровельные постройки жилищ Бухары и других городов Средней Азии ставились на участке периметрально, с обычным для средневекового Востока делением на внешний и внутренний дворы. На внутреннем дворе располагались жилые комнаты; традиционная гостиная — михманхана, находилась во внешнем дворе, а если для нее не хватало места, то во втором этаже над воротами. Хозяйственные помещения были в обоих дворах. Комнаты дополняются крытыми террасами-айванами с крышей на деревянных колоннах.

Для Бухары характерно четкое разделение высоких летних комнат северной ориентации и более низких — зимних, ориентированных фасадом на юг или запад. В двусветное пространство михманхоны вливается по торцам дополнительный объем одной или двух антресолей — шахнишин, которые устраиваются над передней. Во: круг жилого двора расположены не только айваны, но и открытые, мощеные кирпичом террасы, а на крыше делали узкие навесы для спанья — айванчи. Стены имеют каркасную конструкцию с заполнением из сырца, причем две или три стены ком

наты состоят из однорядного каркаса. В стенах двухрядного каркаса устраивались арочные ниши для утвари, иногда разбитые на ячейки фигурного очертания. Комнаты украшались резьбой по стуку, многоцветной росписью стен и потолка, двери и ставни покрывались резным орнаментом, а над проемами вставлялись фрамуги с решеткой, наборной из дерева или отлитой из алебастра — ганча.