В лесах Бирмы было большое количество высококачественной тиковой древесины. Объявление добычи тика королевской монополией, пополняющей государственную казну, свидетельствовало об особой важности тика. Но поскольку короли Бирмы выступали еще и в роли «защитников буддистской веры», они разрешали заготавливать тиковую древесину для строительства деревянных монастырей по всей стране. К этому добавилась широко распространившаяся практика строительства частных монастырей.
Похоже, что архитектура сохранившихся до наших дней бирманских деревянных монастырей развилась из местной архитектурной традиции строительства жилых домов, хотя и с отдельными элементами индийского происхождения. Крупные здания из тика строились на деревянных платформах, поддерживаемых деревянными столбами. Этот способ строительства датируется, вероятно, еще временами неолита, то есть задолго до появления буддизма в Бирме. Такая конструкция состоит из балок, вставленных в вертикальные столбы для
поперечной связи и поддержки полов, стен и потолков. Столбы в центре структуры, установленные вертикально, поддерживают коньковую балку, их высота достигает 20 м, тогда как высота столбов по периметру не более 3 или 4 м.
Форма и планировка типичного бирманского монастыря отражает монастырские традиции Бирмы, где, в отличие от Таиланда, все различные службы сосредоточены в одном помещении. На длинной платформе, уложенной на параллельных рядах столбов, размещаются молельный зал, зал для проповедей, жилые помещения и иногда библиотека-музей.
Одной из наиболее примечательных деталей индийского происхождения является пьяттхат хса- унг. Это самая высокая часть строения, часто увенчанная высоким шпилем из многоярусных крыш. Слово «пьяттхат» происходит от санскритского слова «прасада», означающего многоярусный павильон, напоминающий по форме гору Меру, которая, согласно индийской и буддистской космогонии, находится на вершине Вселенной.
Центральный столб, скрепленный с поперечиной, проходит между главными столбами и поддерживает шпиль. Каждый ярус крыши опирается на стропила, которые поддерживает внутренняя рама, а сами стропила спрятаны за резными сводчатыми панелями. Шпиль венчает характерный флерон с кольцами из листьев лотоса, «связкой бананов» и «головкой лука». И над всем этим железные короны, поддерживающие флюгер.
Пьяттхат хсаунг традиционно используется для хранения священных текстов и изображений Буд-
ды, а также служит частной молельней для монахов. Чтобы подчеркнуть особое назначение этого помещения, его пол обычно поднимают на более высокий уровень и попадают в него по лестницам (обычно их три) с одной или более сторон. С основными помещениями монастыря пьяттхат хсаунг связывает санухсаунг — помещение, в котором проживает настоятель монастыря. Если нет отдельного помещения библиотеки, то санухсаунг используется и для хранения сундуков с манускриптами и книгами. За ним находится основное
помещение, или марабин хсаунг, поделенное поперечными перегородками на два зала. В первом, где установлена еще одна статуя Будды, монахи и прихожане вместе молятся и выслушивают проповеди, а второе предназначено для проведения церемоний, на которых присутствуют только монахи. Позади главных залов находится кладовая, высота ее крыши самая маленькая: в высоте крыш соблюдается иерархическая последовательность, самая высокая у пьяттхат хсаунг, расположенном на другом конце здания.
Снаружи бирманские монастыри изобилуют декоративными резными украшениями. Традиция предписывает, что их крыши должны использоваться для изображения 22 слоев облаков, окружающих вершину горы Меру. Поэтому их щипцы, скаты и коньки покрыты флеронами в виде языков пламени, скульптурами людей и мифических существ.
На первом этаже здания находятся нравоучительные образцы буддистского фольклора, помогающие просвещать новообращенных. Эти скульпту-
ры изображают сцены из жизни Будды. Под балюстрадами резьба, изображающая мифических существ и демонов. В бирманской буддистской космогонии люди занимают пространство между верхним и нижним мирами, поэтому они должны стараться получать силы от обоих миров. Поэтому фигуры похожих на ангелов небожителей и фигуры уродливых существ из подземного мира часто вырезали с обеих сторон от входа в монастырь, где эти существа вместе выполняли роль стражей.
Бирманские монастыри можно увидеть не только в Бирме, шаны, иммигрировавшие из Бирмы, построили несколько монастырей в Ланне. Одним из первых был монастырь XVIII в. Ват Чонг Кхам, изначально находившийся в деревне Нгао, в западных холмах провинции Лампанг, а теперь в Муанг- борен, провинция Самутпракан. Эти монастыри были некрашеными и имели только внешнюю декоративную отделку. Изящество декорированных досок, закрывавших фронтонные стропильные ноги, и кровельных панелей контрастирует с плоски-
ми поверхностями стен. Позже, уже в XIX в., монастыри шанов стали более нарядными, в красочном интерьере появились позолота, цветные стекла и мозаика, как, например, в Ват Си Pour Маунг, вблизи провинции Лампанг. Кроме того, на смену традиционной кровельной дранке пришло гофрированное железо.
Когда в 1885 г. Великобритания колонизировала Бирму, считается, что в стране было, по крайней мере, 15 тыс. монастырей, примерно по два в каждой деревне.
Поскольку эти монастыри находились в попечении их настоятелей, они не были включены в археологический обзор «Охраняемых памятников», и многие из них обветшали. Перемены в бирманском обществе, а также тот факт, что бирманские буддисты не считают за благое дело ремонт зданий, выстроенных не ими, привели к тому, что эти монастыри оказались заброшенными. Таким образом, деревянные монастыри в Бирме ветшали в течение более ста лет. И тысячи из них были уничтожены.
ТАИЛАНД