Архитектура и прикладное искусство Византии — «золотой мост между Востоком и Западом». Художественная культура и архитектура Византии — результат слияния и сочетания античных приемов и традиций и новых веяний Востока. В ней совместились позднеримская, раннехристианская и восточная архитектура. Убранство было выражением соединения достижений классического мира и форм христианской православной церкви.
Дома бедняков строили из мелкого камня, камыша и глины, земляной утрамбованный пол обмазывался глиной, крыши покрывали тростником или соломой. Иногда и стены делали из ивняка, обмазанного глиной. Византийская аристократия не могла жить в провинции и поэтому жила в столице — Константинополе, строя себе резиденции. Снаружи здания получали простую обработку: фасады не штукатурили, оформлялись кирпичом и желтоватым камнем — известняком. Кирпич был основным и единственным строительным материалом, определявшим внешний облик сооружений и их фасады, хорошего камня не хватало.
Бетонная техника не была воспринята в Византии. Стены зданий возводили кирпичной кладкой на толстых слоях известкового раствора с добавлением мелко толченого кирпича — цемянки, который добавляли для придания прочности и гидравлической стойкости. Кирпич имел вид плоской тонкой широкой пластинки — плинфы, ее толщина около 5 см. В основу стены клали раствор, из которого плинфы отсасывали воду и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда — камня) получила название византийской. Иногда ряды плинфы чередовали со слоями тесаного камня. Так было положено начало обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой и чередующимися светлыми и темными полосами облицовок.
Только в очень богатых особняках кирпичную кладку штукатурили или отделывали мрамором. Техника мраморной облицовки заключалась в укладывании тончайших пластинок вплотную Друг к другу, выявление рисунка и прожилок мрамора. Плоские поверхности византийских домов членили колоннами, пилястрами, капителями и карнизами. Крестовые и цилиндрические своды украшали мозаикой и живописью.
Арочные окна располагали по два-три окна, разделенных колоннами, и над ними делали общую арку. Аркада по фасаду помещалась на высоких колоннах с капителями. Для построек были характерны византийские капители — корзинообразные, поверхность которых покрывали декоративным рельефом.
Дома аристократов располагались к улице задней частью, лишенной окон. Византийцы проявляли величайшую осторожность при допуске посторонних в свой дом. Во внутренний центральный дворик можно было попасть через железные или бронзовые двери. Дом стал настоящим оборонным сооружением.
Большие дома богачей унаследовали замкнутую античную планировку с центром дома в зале или дворике. Основные помещения группировались вокруг перистиля. Центром господского дома был просторный главный зал, вокруг которого располагались крытый (зимний) сад, террасы и балконы. Господский дом имел большие помещения с куполообразным потолком, опиравшимся на четыре колонны. Длинные анфилады помещений соединяли галереи и переходы. К дому примыкала церковь с куполом на восьми колоннах, с хорами и мраморным полом. Возле дома находились облицованные мрамором бани, амбары, конюшни и хлева.
Жилые основные комнаты располагались на втором этаже, куда попадали по каменным или деревянным лестницам. Двери делали монументальные, у двери обычно помещали бронзовые фигуры лошадей: они должны были охранять покои от шума и беспокойства. Бронзовые двери скрепляли деревянной рамой.
Основное внимание уделялось не внешнему облику зданий, а интерьеру. Интерьеры оформлялись средствами монументальной живописи — фресками и мозаиками. Все изображения развертывались на золотом или темносинем фоне. Стены облицовывали мрамором и изразцами зеленого и желтого цветов. Полы в доме составляли мраморные плиты с сюжетными и орнаментными мотивами. Орнаментом служили геометрические фигуры, изображения птиц, грифонов, барсов, растительных побегов, виноградных лоз. Полы покрывали коврами и усыпали розами.
Потолок строили деревянный, орнаментировали резьбой и золотом. Потолки также украшали мозаиками. Мозаики византийцы использовали шире, чем римляне. Для мозаики использовали цветной мрамор, полудрагоценные камни: ляпис, лазурь, агаты, халцедон, порфир и горный хрусталь. Поверх мозаик византийцы клали листы стекла. К потолку были подвешены светильники на медных цепях.
Внутренние покои хорошо защищали от прохладных ветров Босфора. Сырой зимой тепло в комнатах сохраняли стены с деревянными панелями и тканями. Византийцы использовали ткани, которые придавали комфорт помещениям. Занавеси крепили на перекладинах в арочных и дверных проемах. Когда открывали проемы, занавески оборачивали вокруг колонн. Комнаты обогревали кирпичными печами, а уровень влажности в помещениях регулировался системой канавок, дренажных и сточных труб.
Согласно восточным вкусам, большую роль в обстановке играл шелк. Шелк делали в самом Константинополе; материю отличал сложный орнамент и цветовая изысканность. Значительное место занимали шелковые узорчатые ткани с вышивками. Из них делали занавески, покрывала, скатерти, мягкие декоративные подушки на креслах и диванах. Получили распространение низкие диваны типа тахты, заимствованные с Востока. Ткани покрывали стулья, кресла, лавки и диваны. Ковры — важная статья импорта из Персии. Роскошь интерьеров византийских домов контрастировала со скромной отделкой их фасадов.
Византии долгое время использовалась римская мебель, сильно перегруженная украшениями. Со временем в Византию проник восточный быт. Для мебели характерно было обилие украшений и использование дорогостоящих материалов. Мебель даже в домах знати была достаточно проста и примитивна — сидения, кровати, сундуки и столы. Эти простые по своим формам изделия дополнялись выточенными из дерева опорами и спинками, миниатюрными колоннадами и аркадами. В мебели, как и в архитектуре, сохранилась система полукружных арок, соединенных одной или несколькими колоннами. Эта система использовалась для украшений в стульях, кроватях, столиках для письма. Для отделки использовались золото, серебро, слоновая кость, инкрустация из металлов со смальтой, эмаль, цветные металлы, цветная роспись и позолота.
Распространены были табуреты и складные стулья. Сидели также на крышках сундуков. Кресла византийцы унаследовали от римлян. Тронное кресло византийских императоров отличалось необыкновенно роскошной отделкой и блеском. У кресла был высокий помост. Сидение украшали коврами и балдахином. Львиные головы олицетворяли верховную власть. Ложа, табуреты, троны также украшали восточными тканями и высокими подушками.
Именно византийцы стали использовать ложе только как постель, в отличие от римлян. Спали на кроватях, застилаемых матрасами, набитыми чаще всего сеном. Их покрывали дорогими яркими (красными, желтыми) тканями и коврами. Мужчины часто спали в постелях, устроенных в стенных нишах, женщины — на отдельно стоящих кроватях. В интерьерах значительную роль играли иконы.
Для строительства кровель употребляли тес, настилавшийся вперехлест, или лемех — короткие дощечки, способные покрывать любые конструкции крыши. Концы лемеха либо заостряли, либо закругляли. Концы тесин на кровлях и поли- цах также ажурно вырезались и давали ажурную тень. Крышу делали также из драни — длинных колотых сосновых дощечек, расположенных по крыше горизонтальными рядами с напуском. Применяли и гонт — небольшие дощечки, тонкий край одной дощечки входил в паз толстого края другой.
Для предотвращения протечек тес на кровлях укладывался в два ряда вразбежку и прокладывался берестой. Фронтон назывался очельем. Торцы слег, выходившие на фасады, прикрывали резными досками — причелинами, стык между которыми закрывался вертикальной резной доской, которая называлась полотенцем. Та кая конструкция кровли была прочна и не нуждалась в частых ремонтах.
Полы делали из досок — тесин. В нижнем этаже полы укладывали по лагам, а в верхних — по балкам — матицам. Центральная балка-матица должна быть надежной. Об этом есть пословица: «Худая матица — всему дому смятка». Снизу перекрытие стесывалось гладко, также как и бревенчатые стены в жилых домах. Пол делали в направлении дверь — окна фасада, он дольше служит и такой пол удобнее мести.