На выставке Биеннале Портогези ставит задачу обновления архитектуры, которую он интерпретирует, с одной стороны, как приспособление к старому, а с другой, как пересмотр общих законов, разрушающихся мало по малу, переходя в новое.

Я хотел бы придать выставке Биеннале роль борца за утверждение новых прогрессивных принципов в искусстве, пишет Портогези, и, судя по резонансу вокруг Биеннале, можно сказать, что это ему удалось.

Вокруг Биеннале происходят сложные и противоречивые дискуссии.

Здесь имеет место признание роли архитектуры в городе, систематического анализа средств и методов но организации архитектурных форм; кроме того, тщательно изучаются характеристики и данные места и опровергается миф о технологическом разрешении проблемы.

Интерес к истории и региональному опыту совершенно по-иному отражается в работах Костантино Дарди (род. в 1936 г.). Впервые Дарди привлекает к себе внимание критики в 1963 году на выставке в Аквиле Аспекты современного искусства, на которой были представлены работы молодых архитекторов севера Италии: Капеллы, Росси, Греготти, Габетти, дИзола, Дарди и др. Самым молодым среди них был ученик Дж. Самоны-Дарди. Он уже являлся автором достаточно интересных сооружений — дом Маццаро в Тревизо (1961 г.), дом Видали в Удине (1962 г.).

Из последующих проектов можно отметить некоторые фундаментальные работы, например, музей Сан-Саба в Триесте (1965 г.), психиатрическая больница в Больцано (1965 г.), станция обслуживания AGIP (1972 г.)

В этом проекте эксперимент выходит за рамки города, архитектор занимается познанием фундаментальных форм архитектуры, меняя не только структуру постройки, но также понятия места и времени.

В основе композиции станции лежит огромный куб, противопоставляющийся пейзажу. Здесь Дарди принимает логику первичных геометрических фигур и, манипулируя ими, стремится обновить внутреннюю эволюцию, направленную на удержание равновесия остатков прошлого, их безнадежного спасения и восстановления. Он хочет в открытую узаконить существование ремесла, опровергая завышенные оценки искусства, и обращаться к терпеливому познаванию приемов подмастерьев-ремесленников.

В работах последних лет (проект систематизации центра Флоренции- 1977 г., проект реконструкции Дворца выставок в Риме 1982 г.) принятая им система технологии и архитектуры интегрируется на поиск современного углубления в контекст. Здесь Дарди использует весьма ограниченный набор геометрических фигур и, переставляя их, пытается улучшить их качество.

Для работ Дарди в основном характерно внимание к жестко геометрической но форме конструкции и безразличие к чисто функциональной мотивировке, сочетание различных типов абстрактных композиций с конкретностью структуры и отдельных металлических узлов, постоянное обращение к нескольким первичным формам и, путем повторения геометрических систем, достижение образности данного объекта. Однако следует заметить, что свои поиски Дарди преподносит намеренно завуалировано, намеками для дешифровки в ожидании лучших времен, как он сам выразился.

Большой популярностью пользуются книги Дарди:- Сознательная игра и Просто, прекрасно, сложно, в которых дается теоретический рисунок всей итальянской архитектуры последнего периода л ее соотношение с событиями в архитектуре, происходящими на международной арене. Определяя некоторые особенности современной итальянской архитектуры, Дарди признает роль урбанистической архитектуры и систематического анализа техники организации архитектурной формы. В своих работах он особо отмечает необходимость строжайшего прочтения характеристик местности, а также внимательного пересмотра более широкой гаммы факторов прошлого.

По мнению Дарди, только после освобождения от догм, совершаемого постмодернистским движением, станет возможным углубление корней, которые соединяют архитектуру с местностью, станет также возможным новое обогащение словаря и синтаксиса архитектуры, с привлечением различных систем, взятых из истории архитектуры, и при этом будет использоваться диалог с системой естественных конфигураций, и вновь придут образы, тесно связанные с миром технологии.