С некоторой долей преувеличения можно утверждать, что во всех странах Европы на протяжении долгого двадцатого века влияние правительств на строительную среду было значительным. В период перед Второй мировой войной именно так можно было охарактеризовать ситуацию как в относительно демократических, так и в более авторитарных государствах.
В период 1945—1989 годов, несмотря на идеологическую поляризацию, наблюдалось определенное сходство процессов, происходивших по обе стороны «железного занавеса». Очевидно доминирование правительств в Центральной Европе, Югославии и России в коммунистическую эпоху, в том числе и в тех сферах, которые в остальном мире относились к области частной инициативы, например, в строительстве универмагов, где перед архитекторами вставали особенно масштабные задачи в 1960—1970-е годы.
Правительству также принадлежала главная роль в формировании строительной среды и на «свободном» Западе. В качестве иллюстрации этого можно указать на тот факт, что в Соединенном Королевстве в первые послевоенные годы пятьдесят процентов архитекторов находилось на государственной службе.
Что касается важности, которая придается обыденным преимуществам, таким как близость торговых центров, спортивных залов и школ, то положение на капиталистическом Западе и коммунистическом Востоке можно считать сравнимым. То же относится к городскому развитию и региональному планированию. Более того, внешние различия в архитектуре и градостроительстве по разные стороны «железного занавеса» часто оказывались не так уж велики. Несмотря на уникальность отдельных работ, можно говорить о том, что в период между 1945 и 1989 годом наблюдалось определенное стилевое сходство. Как правило, оно основывалось на относительном единстве представлений об обществе и строительной среде. Не было бы большим преувеличением сказать, что почти для каждого проекта, выполненного по одну сторону «железного занавеса», в другом лагере находился сопоставимый, подобный или аналогичный проект. Мы можем отыскать в лучшем случае одно очень существенное различие: в условиях работы архитекторов, в условиях свободного рынка и регулируемой государством экономики, в том, были ли архитекторы независимыми художниками или государственными служащими. В Центральной Бвропе в коммунистическую эпоху, разве что одному или двум архитекторам, таким как Богдан Пневский в Польше, удавалось открыть собственную мастерскую. Однако даже в зданиях, созданных по коллективным проектам, обычно можно было рассмотреть индивидуальные особенности авторов проектов.