Самобытная красота, изумительное разнообразие композиционных решений, выразительность силуэта замечательных произведений русской архитектуры свидетельствуют о величайшем мастерстве их авторов.
Русские зодчие умело решали сложные композиционные задачи, с большим совершенством достигали предельной ясности художественного замысла, пространственной стройности и масштабной выразительности сооружения. Большой опыт и широкие теоретические познания помогали зодчим всесторонне учитывать при проектировании условия и особенности зрительного восприятия в натуре.
В статье «Мастер русского классицизма», посвященной столетию со дня смерти выдающегося русского зодчего В. П. Стасова, А. В. Щусев говорит об умелом использовании зодчим таких архитектурных приемов и средств, благодаря которым его произведения, отличающиеся простотой и лаконичностью архитектурно-художественного языка, часто, несмотря на относительно небольшие размеры, производят также и изображениях, в руках мастера оказываются сильнейшим средством для создания у зрителя определенного впечатления монументальности, масштабности, высоты или протяженности сооружения и т. д. Применение этих средств, их определенное воздействие на зрителя тесно связано с особенностями восприятия в натуре, перспективными сокращениями, и т. д., обусловленными реальными точками наблюдения.
Зритель, рассматривая высокое здание с близких точек, видит верхние части в перспективном сокращении, но, воспринимая одновременно удаление их, он достаточно верно определяет действительную высоту и размеры сооружения. Восприятию степени ракурса и удаления верхних частей относительно нижних способствуют членения плоскости фасада, ярусное ступенчатое построение объемов, трактовка архитектурных деталей. Верхние части сооружения подвергаются тем большему перспективному сокращению, чем выше расположена соответствующая часть здания..