Система дома 200-метровой ширины с внутренней улицей, напоминающей традиционные мощеные улицы средневековья, с многочисленными общественными объектами — это модель интеграции жилья и служб. Несмотря на то, что пример Корвиале поучителен, как решительное противодействие краху пригорода и как эксперимент по соединению общественного и жилого сектора, некоторые критики считают, что город подобной модели, сжатый в один линейный объем, только теоретически представляется воспроизводимым, он представляет как бы контролируемый процесс формирования города. Корвиале, — отмечает Фьерентино, — важен не столько своими размерами, в чем он не имел себе подобных, и обликом, а здесь доводятся до синтеза технология и структура производства, проект, организация стройки, количество и качество служб и их соотношение с жильем, управление и участие потребителей. В комплексе Корвиале интересно решаются отдельные фрагменты, которые проектировались с большой автономией, образуя систему роста по частям: центр, церковь, лестницы, детские сады и т. д. Эти отдельные компоненты сильно персонифицированы, но объединены малыми формами — скульптурой, системой освещения, озеленением и т. д.
Характеризуя вышерассмотренные кварталы, Тафури пишет: Де Карло еще верит в архитектуру, способную укорениться, на местах и обеспечивать места жительства; Аймонино мечтает о возрождении; Фьерентино превращает утопию в реализм; Грегртти применяет законченные формы и вводит в географическое пространство структуры, сознающие свою собственную искусственность.
В опыте итальянских архитекторов по проектированию новых жилых комплексов на периферии исторических городов привлекают внимание поиски планировочных приемов, открывающих новые возможности для обеспечения индивидуальности застройки, попытки нахождения новых форм организации жизни в реальных условиях существующей городской застройки.
В настоящее время в итальянской архитектуре приобретает особую актуальность проблема повышения градостроительных качеств и интенсификации использования как жилья, так и общественных зданий.
На основе единой программы, разработанной отделом реставрации исторических центров при муниципалитете города Рима в 1981 — 1984 годах, лучшими итальянскими архитекторами был создан ряд прожектов на различные темы для отдельных частей исторического ядра. Несмотря на то, что эти проекты не рассчитаны на реализацию, они имеют большое методологическое значение для решения проблемы реконструкции центра с целью его интенсификации. Интересны, например, предложения архитектора Марко Децци Бардески относительно реставрации археологической зоны императорских форумов, разобщенных в результате проведения в 30-х годах реконструкциопных работ, когда была прорезана широкая магистраль от площади Венеции до Колизея. Здесь основное внимание уделяется пространственным связям и восстановлению целостности городской структуры. Проекты по реконструкции центра Рима собраны в восьми томах и включают различные темы: организация новой плошади района Тестачо (Ламбертучи), город науки и техники (Портогези), жилые дома (Челлини), общежитие (Ансельми), систематизация набережных (Пурини) и многое другое. Используя архитектурные особенности каждого участка центра и богатство архитектурных форм исторического наследия, многим из этих архитекторов удалось создать принципиально новые произведения, свидетельствующие о новом подходе к проблеме реконструкции исторического центра.
Прежде всего привлекает внимание желание авторов вернуть архитектуре утраченную связь с историей и культурой места, учесть контекст, деликатно вписать в пего новое, использовать в архитектурном языке исторические реминисценции (например, длинные фасады общежития (Ансельми) намекают па часть стены Аврелия, окружающей центр Рима). Характерна также заинтересованность авторов в усилении выразительности архитектуры, ориентированной на красоту и духовность.
Интересно вводятся в архитектуру зданий и комплексов ландшафтные элементы. Историческое значение природных факторов в формировании градостроительного образа Рима весьма существенно. Это прежде всего холмы и пересеченный рельеф, т. е. ландшафтная первооснова, определяющая криволинейность и сложность структуры центральной части города, извилистость и живописность улиц в сочетании с крупномасштабными, расширенными площадями. Особенность Рима во многом определяется водой — рекой и фонтанами, которые являются необходимыми компонентами почти каждой площади, а кроме того зелеными массивами, включенными в планировочную структуру города в виде садово-парковых ансамблей Мойте Пинчо. Монте Марио, Джаниколо, Дория-Памфили, Ватиканские сады, сады Боргезе. Объединение в целостную систему ландшафта и сооружений, создание архитектурно-природного ансамбля — одна из важнейших особенностей Рима. Сегодня особенно остро стоит проблема отрыва центральных районов от природного окружения из-за развития сплошного пятна застройки.