Фасады церкви Спаса были поделены на прясла плоскими лопатками-пилястрами и завершались арками-закомарами. На уровне пят закомар проходил декоративный меандровый кирпичный фриз, который виден и сейчас на его северной стене. Плоскости стен оживлены большими тройными двухуступчатыми нишами, расположенными в два яруса.

Широкие угловые пилястры придают большую цельность и законченность фасадам древней сохранившейся части здания. При всей простоте декора, украшающего собор, при его симметричном построении мастер все же старается разнообразить его в деталях, то помещая в средней нише небольшое окно, то делая нишу на западном фасаде чуть выше боковых, то иначе размещая декоративные кресты. Любопытно отметить, что в стенах до сих пор уцелели остатки деревянных «пальцев» от лесов, а также дубовые перемычки окон.

Высота хор в интерьере церкви Спаса равна 10 м и не имеет себе равных в древнерусских храмах. Это позволяет сделать вывод о том, что в этом сооружении превалировали вертикальные размеры, что массы его тяготели к стройности и были устремлены вверх. Видимо, его необычная высота вынудила зодчего устроить три притвора, чтобы гарантировать его статическую устойчивость,
Торжественный облик храма Спаса связан с героическими подвигами Владимира Мономаха и его дружины в борьбе с половецкими ханами. Победы Мономаха оставили в сознании потомства неизгладимый след; они ярко и образно воплощены в былинах о Тугарине Змеевиче, об Алеше Поповиче и идолище поганом.