Идейно-художественные программы, оказавшие влияние на иконографию готического собора Сен-Назер-Сен-Сельс в городе Каркассоне неразрывно связаны с бурной историей, как самого города, так и вообше с историей Лангедока. На скалистой возвышенности, расположенной на берегу реки Од, раскинулся древний Каркассон (фр. — Carcassonne, оксит.- Carcassona, разг. — Carca), окруженный двумя рядами крепостных стен, возведенных соответственно в V и XIII вв. Первое упоминание о «Caracasso», мы встречаем у римского историка Плиния Старшего в I в. до н.э., который отмечает факт создания римской колонии «Юлия Каркасо», где-то между 43 и 30 гг. до н. э. Примерно в III в. н.э., когда границы империи стали подвергаться набегам варваров, вокруг колонии Каркасо был возведен первый оборонительный пояс с башнями. Раскопки, проведенные современными археологами поведали нам о том, что римский город Кастеллум Каркасо (castellum, лат. — небольшой укрепленный городок), представлял из себя крепостной пояс с четырмя воротами и тридцатью башнями классического галло -римского типа — круглых в плане и квадратных изнутри, располагавшихся на расстоянии 15 — 35 метров друг от друга. Высота куртин составляла 7-8 метров, а толщина варьировалась от 2,2 до 3,9 метров, в зависимости от высоты. Весь комплекс был выстроен из малоформатного бутового камня, скрепленного прочным раствором с характерным кирпичным бордюром.

В 406 — 407 гг. в Галлию вторгаются племена вестготов, опустошая все на своем пути, о чем с ужасом пишут очевидцы гибели «PAX ROMANUM» («Римского мира») — Сен-Проспер Аквитанский и Рутилий Наматиан. В V веке, где-то около 412 г., город был захвачен вестготами, которые, оценив укрепления Каркассона, оставили его за собой в качестве опрного пункта. Долгое время укрепления города обеспечивали вестготам господство в регионе, по линии Гард-Эро-Од-Восточные Пиринеи. И даже войска франков, во главе с Хлодвигом, не смогли в 509 г. взять крепость штурмом, что обеспечило вестготам господство в Септимании вплоть до 725 года, когда арабы завладели Каркассоном. Знамена ислама развевались над крепостью вплоть до 750 г., когда король франков Пипин Эристальский (Короткий) объединившись с вестготами, не отбирает город Karkashuna (Carcasona или Carcassione) у мавров. Именно с этим походом связана прекрасная легенда о «знатной даме Каркас», которая своей храбростью и мудростью смогла добиться капитуляции Каркассона на почетных условиях, выдя при этом замуж за первого графа этих земель. О чем до сих пор напоминает столп с примитивным изображением «дамы Каркас» с гордой латинской надписью « SUM CARCAS» («Каркассон — это Я»).

С 1067 года, феод Каркасонн принадлежит Барселонскому дому, а затем переходит во владение дома Тренкавелей виконтов Безьерских, которые около 1130 г. сооружают графский замок, сохранившийся до наших дней. Богатство и слава дома Тренкавелей, основывалось на торговле превосходной каркассонской шерстью и производстве текстиля, который экспортировался повсюду, в том числе, в Александрию и Константинополь. Именно благодаря своему богатству и влиянию виконты Тренкавели смогли вести активное строительство замков и культовых сооружений еще в романскую эпоху. Романская архитектура Лангедока и, в частности домена Тренкавелей с Каркассоном во главе, испытывали на себе сильное влияние с двух сторон. С одной стороны, это богатое наследие римской строительной традиции (которая жива была в многочисленных руинах), а с другой, традиции смежных архитектурных школ Оверни и Пуату. Сегодня мы знаем, что уже в течение всего XI века архитектурные щколы Оверни и Пуату перекрывали пространства культовых сооружений цилиндрическими сводами, избегая при этом непосредственного освешения центрального нефа. Влияние Овернской архитектурной школы было достаточно сильным, о чем свидетельствуют факты довольно широкого ее распространения в романских сооружениях на Юге Франции. Так мы встречаем ее проявление: и в Лангедоке (базилика Сен-Сернен в Тулузе, аббатство в Конке, романские нефы собора Сен-Назер в Каркассоне) и в Провансе (собор в Оранже, аббатство Отрив в Савойе) и в Испании (собор Сант-Яго де Компостелла).

На рисунке показан способ расположения опорных элементов, который применяла Овернская школа при возведении романских культовых сооружений с тремя нефами. Мы видим, что Овернская школа соединяет попарно контрфорсы посредством внешней арки (деталь А), которая тем самым придает жесткость стене, заставляя ее участвовать в восприятии распора. В боковых нефах распор воспринимают стены М, укрепленные контрфорсами С, а в центральном нефе распор воспринимают сами устои Р. На рисунке хорошо видно, что та часть которой угрожает опасность разрушения, начинается на уровне И, поэтому чтобы обеспечить стене Р устойчивость, с внешней стороны устой Р укрепляют контрфорсом Е, идущим от основания устоя и опирающимся на пазухи свода бокового нефа. Эти контрфорсы представляют собой не что иное, как вертикальные выступы малого сечения. Таким образом, эта система выступов впоследствии станет тем методом, который готические мастера возведут в систему. Почти все романские своды Лангедока и Прованса, в подражание античным приемам, непосредственно на своей внешней поверхности, были покрыты обмазкой со щебнем, а затем простой черепичной кровлей. Центральный цилиндрический свод культовых романских сооружений Лангедока, как правило, подпирается с боков цилиндрическими сводами, имеющими поперечное направление, таким образом, система уравновешивания, навеянная римскими сводчатыми залами, воспроизводилась в «окситанской» архитектуре. Пример подобного архитектурного решения, мы можем увидеть в романской части нефа кафедрального собора Сен-Назер, освешение которого состоялось в 1150 году.

В результате бурной эпохи Альбигойских войн (1205-1229), завершившихся в 1229 году подписанием Парижского мирного договора, король Франции Людовик VIII аннексирует владение Каркассон и назначает сюда королевского сенешаля. Однако наследник домена Тренкавелей — молодой виконт Раймон II Тренкавель, собравший армию в Арагонском королевстве, в августе 1240 года осаждает Каркассон, пытаясь вернуть свои владения. Однако, уже 12 октября 1240 г., французские войска, посланные королем Людовиком IX, снимают осаду города, разрушают его и изгоняют население Верхнего Каркассона, которое симпатизировало Тренкавелю и катарам. Сам виконт Раймон II, спустя несколько лет клянется в верности Людовику «Святому» и в качестве «кающегося грешника» сопровождает его в Крестовом походе 1248 года. В этом же 1240 году, король Франции Людовик IX «Святой» поручает начать возведение оборонительной системы, состоящей из двойной линии крепостных стен и башен, вокруг бывшего владения виконтов Тренкавелей — Каркассона. Для обеспечения безопасности пограничного города- крепости, король переселяет жителей Верхнего Каркассона на левый берег, в нынешний Нижний город, именуемый «Бастида» (там, где находится приходская церковь Сен-Мишель). Вокруг Верхнего Каркассона, по приказу Людовика IX, а затем и его сына Филиппа III, возводится третья линия укреплений, под прикрытием которой совершенствуются и внутренние — вторая и первая линии. Строительство велось довольно долго, около пятидесяти лет и завершилось созданием одной из мощнейших фортификационных систем средневековой Европы.