М.В. Алпатов (1902-1986) писал, что «в самых общих чертах такие принципы композиции как требования единства или расчленения, начала симметрии и ритм, присущи всем видам искусств. Эта общность… служит основой сотрудничества художников, представителей различных видов искусств». Но одновременно каждое искусство «пластического ряда» располагает собственными средствами выразительности (живопись — цветом, рисунком, скульптура — объемом, пластикой формы, архитектура — пространством, объемом, тектоникой), наилучшим образом реализующим те или иные аспекты содержания. Поэтому в системе композиционных структур среди представителей разных видов искусств наблюдается «смена лидеров», вызванная трансформациями содержания в смежных фрагментах городской среды, усилением содержательных мотивов в кульминациях системы с более активным привлечением соответствующих смыслу средств, в том числе из арсенала других форм искусства. Это предполагает обязательность иерархической системы соподчинения художественных средств, а в конечном счете — и самих пластических искусств в композиции смежных градостроительных пространств.

Каждая площадь, почти каждый квартал главной улицы Тбилиси проспекта Руставели  отличаются своим строем архитектуры, декором, характером художественных решений . Монументальные, торжественные фрагменты (площадь Ленина с памятником вождю, Дом Правительства, обрамленный скульптурными группами), где главным мотивом являются архитектурные построения, перемежаются зеленью скверов с камерными, декоративными и тематическими скульптурными композициями (памятниками в саду Коммунаров, в сквере оперного театра). А над всем этим — символ города, гигантская скульптура «Мать-Грузия», встречающая врагов мечом, друзей — чашей. В каждой отдельной композиции есть своя доминанта, свои акценты и фоновые элементы — вне зависимости от того, произведения какого вида искусств выдвигаются на эту роль, а разная степень «монументализации» образа подсказывает формы «связывания» специфических средств того или иного искусства. При этом роль «внеархитектурных» средств, сообразуясь с важностью порученных им идейно-художественных задач, корректирует особенности участия архитектурной основы в конечном произведении. Так, камерная скульптура в сквере оперного театра, помещенная в среду ландшафтной архитектуры, полностью решена в традициях этого вида искусства. В монументальной композиции «Мать-Грузия» фигура предельно обобщается, стилизуется, сама становится архитектурой.

Поскольку «пространственность» является общим свойством всех видов пластического искусства, в любом их совместном произведении базу, фундамент образа обычно составляет архитектура. Но обнаруживает она свой приоритет разными способами. В частных случаях главным в совместной композиции может стать самостоятельный, без учета окружения архитектурный объем, образующий пьедестал для скульптурного решения или поверхность для панно или рельефа. Но обычно в произведении синтеза искусств архитектура главенствует как пространство, «сцена» для совместного «выступления» разных искусств. В большинстве ситуаций оно окаймлено ограждениями, подсказывающими ритм, формы живописи и скульптуры; иногда выглядит как ничем не ограниченная среда, организованная «по законам притяжения» вокруг монумента или группы монументов. Но пространство в целом всегда членится на зоны разного типа, с разными оттенками общего настроения, последовательность восприятия которых делает богаче всю композицию в пределах общей целевой установки, «сверхзадачи» содержания всего объекта.

Октябрьская площадь — ныне площадь Независимости — была одной из главных еще в довоенном Киеве. Сегодня площадь — место массовых митингов и любимое место отдыха горожан . Она двухчастна — северная низинная половина занята парадным сквером, украшенным системой фонтанов, окаймлена строем многоэтажных здании, подчеркивающих полукруг ее плана. Южная, круто поднимающаяся в гору, служит своего рода пьедесталом памятника В.И. Ленину (заменен другим монументом), архитектурного и идейного центра композиции, за которым, отмечая высшую точку рельефа, виден силуэт многоэтажной гостиницы. Осевое соподчинение обоих пространств, пересеченных оживленным руслом Крещатика, подчеркнуто нарастанием ритма от полукружий фонтанов северного торца к уступам трибун и водяных террас подножия памятника. Но строгость плана не делает структуру комплекса жесткой. Симметрия «сбита» постановкой башни на одном из углов Крещатика, ротондой включенного в композицию памятника архитектуры, контрастом колоннады филармонии плоскостным фасадам других сооружений. Живописное начало широко представлено на площади цветом зданий, пышностью зелени, яркостью «малых форм» — киосков, реклам, установок наглядной агитации. Разнообразие архитектурно-художественных впечатлений — от камерных до величественно-монументальных — объединяет пространственная структура, которая нашла свое место каждому функциональному и художественному компоненту в соответствии с ведущей архитектурной идеей — нарастанием торжественности среды к многофигурному памятнику на южном склоне пространства.