Архитекторы Нееловы частично перепланировали и расширили Екатерининский парк Царского Села, придав его реконструированным и новым участкам «пейзажный» характер, создали большой пруд с живописными берегами, ряд небольших парков, павильонов, мостиков и беседок в «готическом» и «китайском» духе, разместив их среди деревьев, на поворотах дорожек и у озер.
Романтические настроения сказались не только в планировке, но и в архитектуре отдельных зданий, трактованных в «готических» формах. Это было и в Петербурге и в Москве, где в работах Баженова и Казакова «готика» приобрела национально-романтический характер. Яркий пример московской «псевдоготики» — подмосковная дворцовая усадьба Царицыно, построенная В. И. Баженовым. Получив заказ на сооружение летней подмосковной резиденции Екатерины II в «мавритано-готическом вкусе», Баженов обратился не только к готике, но и к русскому архитектурному наследию XVI— XVII вв.
Усадьба была задумана зодчим как ряд живописно разбросанных небольших сооружений. Основную группу ансамбля составляли два одинаковых дворцовых павильона и находящийся перед ними главный Кавалерский корпус. Вокруг непринужденно располагались различные парадные, служебные и декоративные постройки — «Оперный дом», «Хлебный дом», «Фигурный мост», «Фигурные ворота» и т. п. Все эти постройки, выполненные из красного кирпича с белокаменными деталями, отличались разнообразными планами и причудливым архитектурным убранством, в котором некоторые готические формы сочетались с декоративными мотивами, навеянными русским зодчеством предшествующего столетия. Национальные традиции проявились в живописной планировке усадьбы, в органическом сочетании архитектуры с природой, в красочности и узорчатости фасадов, в соответствии архитектурных форм строительным материалам, в выразительности силуэта сооружений.
Оба дворцовых павильона вскоре разрушили по приказу Екатерины II, и на их месте Казаковым был построен дворец.
Казаков также обратился к древнерусскому архитектурному наследию, создавая Царицынский и Петровский дворцы, проект Булатниковского дворца и картинной галереи при Голицынской больнице. Петровский дворец —это центрическое двухэтажное, квадратное в плане здание, окруженное служебными постройками, образующими перед дворцом парадный двор, а позади — хозяйственный. Объем и фасады построены по классической схеме: в центральный куб здания вписана ротонда, интерьеры обработаны в классических формах. Древнерусские архитектурные формы использовались в трактовке архитектурных деталей фасадов — кувшинообразных колоннах, фронтончиках, висячих гирьках арок, в сочетании кирпичной кладки стен с терракотой и белокаменными деталями. Ограда с башнями окружает дворец, придавая ему характер замка.