Различные планировочные системы городов поначалу соответствуют географии места, на следующих стадиях проявляют общие закономерности освоения все возрастающей периферийной территории, что отражается в ветвистой планировочной системе.
На этой стадии развитие планировочной структуры города подвержено действию новых закономерностей. Например, современная московская планировочная структура испытывает пульсацию в двух направлениях от кольцевой автодороги. «Развитие вовне сочетается с развитием внутрь.
Отразившись от вновь обретенной границы города, волна пульсации возвращается к центру укрупнением масштаба планировочной структуры, уплотнением, интенсификацией застройки, повышением этажности».
Видимо, вскрыв закономерности такого рода пульсаций, можно попытаться сделать этот структурообразующий процесс предсказуемым не только для плана города, но и его объемно-пространственной структуры.
Планировочная структура города рассматривается нами как основа развития его объемно-пространственной структуры. Лишь оперируя категориями объема и пространства, мы вправе будем начать рассмотрение влияния цвета в градостроительной форме.
План лишь указывает на наиболее вероятный характер объемно-пространственной структуры, которая объективно связана с типом полихромии. Этот тип вызывается к жизни конкретным строением цветового бассейна города: его пространственным размахом, величиной вертикальных доминант, степенью регулярности структуры, плотностью архитектурной массы и другими характеристиками.
Интересно, что тип планировочной структуры города обусловлен философскими взглядами и национальными традициями градостроительства.
Это наблюдение заставляет задуматься над мерой вмешательства градостроителя в процесс роста города. Примеры русского градостроительства XVIII в. говорят о тесном переплетении и взаимодействии противоположных подходов. Живописный характер планировочной структуры как результат спонтанного саморазвития получает продолжение и усугубляется в объемно-пространственной структуре города по мере роста городской застройки по вертикали. Регулярность и геометричность планировочной структуры, напротив,— результат планомерного управления и ведет к монотонной повторяемости элементов объемно-пространственной структуры города. Две противоположные линии ее формирования создают предпосылки для возникновения соответственно неупорядоченной, мозаичной архитектурной полихромии, построенной из мелких, часто контрастирующих цветовых мазков, и полихромии более целостной, состоящей из крупных цветовых пятен, находящихся в нюансных отношениях.