Помимо трех разновидностей — торжественные, интимные и деловые пространства — можно указать еще формы рекреационные (нацеленные на отрешение от забот, направленные на отдых, спорт или развлечения); вызывающие радость, удовольствие; отражающие стремление к движению, динамике, напряженности или, наоборот, призывающие к спокойствию, стабильности, уверенности; варианты «интеллектуализации» среды и т.д.

И вопросы взаимоотношения этих форм и приемов проектной организации средовых пространств напрямую связаны с технологиями формирования образа среды, с умением пользоваться для достижения этой цели такими категориями средового творчества как масштабность, тектоника и др.

Сегодня эти вопросы решаются индивидуально и интуитивно, что неверно и само по себе, и в связи с тем, что на вооружение проектировщиков поступают все новые и новые «рабочие» средства — неожиданные композиционные схемы, новые материалы, нестандартные схемы пространственных построений. Другими словами, идет массовый всесторонний эксперимент, поиск современных секретов и приемов творчества, требующий не только общей оценки, но и профессионального анализа. А пока что в нашем распоряжении — только колоссальный объем наработанного, но не систематизированного, материала .

Сегодня все чаще к традиционным средствам эмоциональной ориентации среды — архитектурные объемы, ландшафтные компоненты и инженерно-техническое оборудование -добавляются элементы наполнения, характеристики функционального процесса и приемы освещения и нестандартного декора.

Это ощущение не исправлено даже тем, что площадь стала частью 3-го транспортного кольца в системе московских магистралей непрерывного скоростного движения, что привело к инженерной реконструкции ансамбля — сооружению транспортных тоннелей, подземных гаражей, переходов и пр., а возведение по соседству величественного здания Президиума АН России перестроило композиционную структуру, ориентируя часть пространства на новое сооружение. Поэтому столь целесообразны предложения по дальнейшему развитию ансамбля за счет строительства новых доминантных объемов в структуре слишком обширного для нынешней застройки пространства .

При всем разнообразии частных функций, присущих отдельным городским пространствам, им всем свойственна одна общая, которую условно можно назвать ориентационной. Обобщенно ее можно представить как потребность человека в понимании своего места в данном пространстве и в городе в целом. Так Н.А. Ладовский (1861-1941) отмечал, что результаты архитектурного труда в конечном счете «должны быть рациональны и служить высшей технической потребности человека ориентироваться в пространстве». Эти задачи ставит и решает архитектурная композиция, которая преобразует аморфность случайной среды в систему соподчинений, позволяя горожанину различать элементы среды, персонифицировать их свойства и свое к ним отношение.

Иерархия городских пространств сказывается на уровне их художественной выразительности, богатстве использованных при их формировании средств. Имея это в виду, Л.А. Ильин требовал, чтобы «архитектура вообще домов, составляющих улицы и массу города, была в известных пределах однотипна, тогда площади города, его памятники будут выделяться на фоне их», подчеркивая, что закономерности формирования главных и второстепенных пространств города имеют определенные различия.