Для планировки городских домов господствующих классов в 60—90-е годы XIX в. было характерно анфиладное размещение парадных комнат вдоль фасада, обращенного к улице. Кухня, спальня, детские, а в менее роскошных квартирах и столовая выходили окнами во двор. Лучшим этажом в доме считался второй. Стоимость квартир, а соответственно богатство их убранства и комфортабельность оборудования убывали с (Каждым этажом вверх.
Буржуазные кварталы городов Скандинавии, как и в других странах, были резко обособлены от районов, населенных людьми из низших слоев общества. Классовая сегрегация стала к концу XIX в. чрезвычайно четкой.
Дома в буржуазных кварталах должны были носить отпечаток устойчивого экономического благополучия: буржуазия хотела показать изобилие, в котором жила или на которое она претендовала. Фасады домов поэтому перегружались декором, а в их отделке по возможности использовались дорогие материалы или их имитация.
Чтобы повысить эффективность использования земельных участков, стоимость которых в больших городах непрерывно взвинчивалась, дворы, образованные многоэтажными блоками, вытянутыми вдоль улиц, застраивались поперечными корпусами. Они членили внутреннее пространство кварталов на тесные и темные дворы-колодцы. Г-образный в плане жилой блок в 5—6 этажей, типичный для застройки конца XIX в., обычно включал в себя две категории жилищ: квартиры, обращенные к улице, предназначенные для жителей с более высоким уровнем дохода, и квартиры, выходящие во двор, — для людей, менее обеспеченных. Такая дифференциация
жилищ ранее всего сложилась в застройке Копенгагена (здесь она ощутима уже в домах, созданных за первую четверть века).
Значительная часть квартир не обеспечивалась инсоляцией. Перенаселенность, даже в буржуазных квартирах, была обычным явлением.
Особенной скученностью отличались дома коридорного типа, распространившиеся в Дании, где их стали строить после принятия закона, требовавшего иметь выход на две лестницы из каждой квартиры.
Среди дешевых жилищ несколько лучшими, чем дома, построенные частными предпринимателями, были постройки жилищных кооперативов, занимавшие заметное место в общем объеме жилищного строительства Скандинавских стран. Первый кооператив был основан в Копенгагене в 1865 г.; он строил дома с квартирами из двух комнат и кухни.
Нездоровые условия жизни, складывавшиеся в больших городах, привели к тому, что наиболее обеспеченные семьи стали переселяться за их пределы. В живописных местах на окраинах промышленных городов появились многочисленные особняки и виллы буржуазии. Типы этих зданий складывались под влиянием аристократических усадеб. Характерен в этом отношении Фредериксберг — пригород Копенгагена превратившийся во второй половине XIX в. в жилой район крупной буржуазии, застроенный особняками с обширными садами.
В начале и середине XIX в. буржуазные особняки создавались по всем законам симметричной классической композиции. В Швеции были популярны палла- дианские и французские классические образцы, в Дании пользовались успехом подражания особнякам голландского барокко.
Однако во второй половине века требования комфорта заставили заказчиков отойти от установившихся канонов.
Например, стремление отделить гостиную от других помещений дома разрушало симметричность композиции. Группировка помещений во все большей мере стала определяться функциональными соображениями, объемная композиция превратилась в асимметричную, живописную.
Подход к решению эстетических проблем был откровенно эклектичным. Каждый владелец особняка стремился выделить его среди соседних — это приводило к самым различным стилистическим вариациям в украшении фасадов. В Швеции стали модными так называемые «средневековый итальянский» и «средневековый немецкий» стили. Особенностью особняков, создававшихся в этот период в странах Северной Европы, было широкое применение деревянных каркасных конструкций. Постепенно стремление к свободной группировке комнат и объемов наряду с чисто внешним использованием «мотивов» самых различных стилей в пригородных виллах привело к распространению совершенно беспринципных, случайных композиций.
Во второй половине XIX в. от остальных столиц северных стран несколько отличалась застройка Христиании (Осло). Этот город застраивался в основном кирпичными зданиями в один-два этажа с высокими черепичными крышами. Характер построек находился под очевидным датским влиянием, так как собственная гражданская архитектура Норвегии до этого времени оперировала только деревянными конструкциями. Менее состоятельные горожане строили дома с кирпичным цокольным и деревянными верхними этажами; создавались и постройки целиком из дерева. Вдоль дворовой стороны зданий устраивались деревянные галереи для выполнения на воздухе различных домашних работ, а в многоквартирных домах служившие еще и связью между лестницей и квартирами второго этажа. Вестибюлей и передних в таких домах не было, прямо с галереи дверь вела в жилую комнату.