Когда искусный плотник Нестор закончил строительство Преображенской церкви, говорят, он далеко забросил свой топор в Онежское озеро с криком: «Мир еще не видел и никогда не увидит ничего подобного». Церковь стала единственным уцелевшим многокупольным сооружением эпохи Петра Великого, которое построили в 1714 г. во время Северной войны против шведов (1700—

1721), после которой Россия стала влиятельной европейской державой. Церковь была построена в Карелии на острове Кижи в Онежском озере. В то время здесь проходил фронт борьбы против скандинавских захватчиков, и в то же время эта местность была густо заселена.

Возведение многокупольных храмов имеет в России давние традиции. Наиболее известна постро-

енная из дуба соборная церковь Софии, относящаяся ко второй половине X в., в Новгороде. К настоящему времени от нее ничего не осталось. Нестор использовал известные элементы, но из их комбинации получилось уникальное сооружение.

Композиция Преображенской церкви очень смела и в то же время рассудочно логична. Центральным ядром здесь является восьмиглавая конструкция, наложенная на греческий крест. На вершине находится небольшой восьмигранник, восходящий ярусами, на котором покоится самый крупный из

22 куполов-луковиц. Внизу — крыши-бочки всех четырех ступенчатых ярусов. Своеобразие произведения Нестора заключается в том, что бочки являются опорами куполов. Последний, двадцать второй купол расположен над апсидой, которая выдается на восток. Пять ярусов куполов в целом образуют совершенную пирамидальную форму, так любимую на русском севере. Впечатление пирамиды усиливается благодаря серебристым осиновым пластинкам гонта, контрастирующим с темными сосновыми бревнами сруба. Нестор был прав: ни-

чего, сравнимого с этим чудом, так и не было построено.

Преображенская церковь является частью церковного погоста — укрепленного комплекса зданий и кладбища. В состав погоста входит также Покровская церковь, в которой служили зимой. В ней потолки расположены довольно низко, как и во многих других русских храмах, чтобы молящимся было тепло. Внешне церковь служит горизонтальным фоном для величественной Преображенской, и ее девять куполов также образуют небольшую пирамиду. Здесь восьмерик стоит на четверике. Лестница специально направлена в сторону Преображенской церкви, чтобы внести элемент асимметрии в симметричную форму самого храма.

Как бы ни сложна была деревянная архитектура России, внешне ее образцы обманчиво выглядят очень простыми. Бревна тщательно подбирают по длине, чтобы создать «бревенчатый модуль», поэтому даже у зданий, выполняющих чисто утилитарные функции, пропорции получаются очень гармоничными. В то же время сразу видно, что даже очень красивые здания состоят из штабеля деревянных бревен.

Русские довели работу над формой сооружения до логического завершения. Если придать нужную форму каркасному зданию совсем несложно, то у рубленых сооружений можно делать криволинейные контуры. Купол-луковица, самый главный архитектурный символ России, делается во многом так же, как и стены, на которых он стоит. Сначала короткие бревна укладывают восьмиугольником. На них кладут чуть более длинные. И так до тех пор, пока не получат максимально требуемый диаметр. Далее в каждом следующем венце бревна становятся все короче. Затем поверхность обтесывают топором, закругляя углы, после чего купол покрывают гонтом. Удивительно, что такие сложные конструкции создают, используя самые простые соединения деталей.

ТРАНСИЛЬВАНИЯ

ЦЕРКВИ В УЕЗДЕ МАРАМУРЕШ

Марамуреш — это одна из самых больших долин Карпатского хребта на границе Украины и Румынии. Этот удаленный район был когда-то центром обширного центральноевропейского лесного массива. В начале Средних веков леса были почти непроходимыми. Здесь сохранились густые широколиственные леса, особенно много буков, дубов и кленов; над ними (на высоте примерно 1400 м над уровнем моря) произрастают хвойные деревья, ели и пихты.

Задолго до обращения в христианство население Марамуреша овладело искусством работ по дереву. Почти до наших дней дома и домашняя утварь здесь оставались деревянными.

В румынской части Марамуреша до сих пор имеются города и деревни, целиком выстроенные из дерева, и около 800 деревянных церквей. Самые примечательные из них входят в число величайших достижений мировой «народной» архитектуры.

Этот регион очень изолирован, но в то же время, как это ни парадоксально, находится на перекрестке культурных путей, поэтому влияние различных культур проникло в узкие долины

и ущелья. Искусство Трансильвании развивалось в тесном контакте с искусством как православных Молдовы и Валахии, так и католических стран Центральной Европы, испытывая и готическое, и поздневизантийское влияние. В нем переплетались католическая и православная традиции. Уникальная традиция деревянного зодчества в Мара- муреше впитала в себя влияние всех этих сил. Экс- терьеры домов здесь можно назвать готическими, но в их низких, темных интерьерах ощущается влияние православного стиля.

Непроходимость региона обеспечивала ему высокую степень автономности, хотя бы в рамках анахроничной политической структуры. Долго сохранявшийся готический стиль отражает тот факт, что до начала XIX в. население Марамуреша составляли крестьяне, которыми вместе с их землями владели проживавшие далеко отсюда аристократы. Сохранение феодальных традиций вело к консервации архитектурных форм, сохранению готического стиля.

Жители Марамуреша продолжали развивать и совершенствовать свой вариант деревянной готи-

ки в постройках еще большей выразительности и сложности вплоть до конца XVIII в.

Похоже, что в Марамуреше традиция строительства деревянных церквей развилась естественным образом из еще более древней традиции строительства деревянных домов. При строительстве домов использовалась технология кладки стен из бревен. Бревна обтесывали со всех четырех сторон, а затем по очереди подгоняли заподлицо друг к другу.

Похожие церемонии исполнялись как в церкви, так и в доме, например, молитвы о душах умерших произносили, обращаясь к центральной балке церкви, а в доме при рождении ребенка новорожденного поднимали на руках вверх, чтобы он коснулся головкой центральной балки дома. Вход и в церковь и в дом защищали похожие большие резные кресты. Изначально, когда у церквей еще отсутствовали колокольни, церкви отличались от домов дополнительной прямоугольной апсидой, как, например, церковь в Поенил Изели, построенная в 1604 г. Позже эта прямоугольная апсида была заменена усеченной пятисторонней апсидой.

Другие, православные, церкви строились в Румынии по стандартном)’ плану, они включали притвор, неф и алтарь. Со временем стали добавлять украшенное крыльцо, но оно не считалось обязательным. Затем главную кровлю стали разделять на две секции, располагавшиеся на разных высотах, при этом нижняя секция переходила в навес над крыльцом. Понижение верхней стены нефа уменьшало ширину цилиндрического свода над нефом и в то же время увеличивало ширину основания здания. Нижняя секция кровли защищала зубчатый орнамент стены и свободное пространство над высокими окнами. Эти нововведения появились в XVII в., их можно видеть в больших церквях, таких как церковь в Будешты Жосаны, где размер свода нефа почти 8 м.

Первые колокольни в местных храмах датируются примерно 1600 г. Изначально в колокольнях не было необходимости, так как сигнал, призывающий на службу, подавали с помощью ударов в железную пластину. Однако для плотников Марамуреша колокольни приобрели огромное значение.

Изначально конструкция колокольни возникла из средневековых крепостных каменных сооруже-

ний, как это можно видеть на примере выступающей деревянной галереи, повторяющей конструкцию машикулей оборонительных сооружений.

Самым важным при определении высоты колоколен было использование обрамленной деревом кровли над сложенными из бревен стенами. Рубленным крышам требовалось сужение над очень широким основанием в форме пирамиды или купола, как в русской деревянной архитектуре.

Но в Марамуреше плотники вместо этого предпочли строить колокольни над притвором, и эти колокольни обязательно включали в себя каркас из вертикальных элементов, скрепленных между собой диагональными раскосами, поднимавшимися от кровли.

В XVII и XVIII вв., по мере решения технических проблем, сооружения становились все выше и выше. Кроме того, повысилась степень их декоратив

ного украшения. В Марамуреше одновременно появились различные по стилю колокольни, они отличались пропорциями составлявших их лестничных пролетов, шпиля и галереи. Часто по углам центральной башни добавляли четыре маленькие остроконечные башенки.

Церковь в Сурдешти датируется 1766 г., она во многом отражает кульминацию этой традиции. Высота колокольни 54 м, что в три раза больше длины церкви. Это самое высокое в мире строение из дуба и, возможно, самое высокое из всех строений, в которых использованы деревянные соединения. Колокольня возвышается над уровнем кровли, горизонтальный выступ связывает ее визуально с находящейся внизу крутой, остроконечной кровлей. Вся стройная форма несет черты и заимствованной готики, и характерного трансильванского стиля.

ТУРЦИЯ