Развитый крестообразный план помимо своей практической целесообразности отличается и большой художественной выразительностью. Бесстолпная система удобна тем, что позволяет создавать просторное, хорошо обозреваемое и отлично освещенное внутреннее пространство; самое же главное— в ясности конструктивной схемы, легко выполнимой в строительстве. Все здания этой группы были построены на протяжении сравнительно короткого срока — с 1680 по 1730 г.

Наиболее раннее пятикупольное крестообразное сооружение — Николаевский собор в Нежине. Возможно, что именно он служил прототипом подобных церквей. Основные массы памятника сгруппированы в компактный объем, габариты которого вписываются в равносторонний треугольник. Это достигнуто за счет понижения высоты угловых объемов против основного массива. Пирамидальность композиции подчеркивается ступенчатым размещением барабанов и куполов.

Интересен собор Благовещенского монастыря в Нежине. Он строился в 1705 г. известным московским зодчим Григорием Устиновым по заказу духовного деятеля петровского времени Стефана Яворского. Архитектура здания сохраняет традиции украинской архитектуры — оно центрично и «всефасадно», но в то же время его пятиглавие скомпоновано по-московски: четыре дополнительных купола поставлены по углам. В плане они имеют овальную форму. Архитектура здания в целом является своеобразным сплавом русских и украинских строительных приемов.

Типичный памятник рассматриваемой группы — пятикупольный Спасский собор в Изюме. Здесь четко выражены симметрия, пирамидальность силуэта и пятичленность плана. Столь же интересен второй памятник этой группы — Троицкий собор Густынского монастыря. Не будет преувеличенной оценка его как одного из лучших произведений украинской архитектуры XVII в.

Для истории украинской архитектуры ансамбль Густынского монастыря особенно замечателен тем, что в нем интересны и решение комплекса в целом, и архитектура каждого здания. Интересна и история его строительства, связанная с именами выдающихся людей и замечательными событиями в истории украинского народа.

Особенно интересен интерьер собора, напоминающий театральный зал с ярусами лож своими тремя ярусами ниш в западной, южной и северной стороне притвора. Архитектура этого выдающегося комплекса не смогла не оказать заметного влияния на последующее строительство. Черты этой архитектуры заметны в зданиях Максаковского и Крупицко-Батуринского монастырей. Влияние Густынского собора заметно и в Спасском соборе в Прилуках.