В южных районах Казахстана, где имелся многовековой опыт строительного искусства, материалами служили лёссовая глина, которая применялась как при возведении глинобитных стен (пахса), так и при изготовлении сырцовых кирпичей, обожженные кирпичи, терракотовые и поливные плиты. Наиболее распространенными были арочно-купольные конструкции. В северных и северо-восточных районах, где строительство велось главным образом из дерева, камйя, сырцового кирпича и дерна, повсеместное применение имели балочные конструкции. Значительная часть западного Казахстана (Мангышлак, Устюрт, Эмба) богата строительным камнем. Здесь находятся многочисленные месторождения известняков-ракушечников серых, желтоватых и розовых оттенков. В течение многих столетий местное население строило из этого камня все виды зданий. Техника каменной кладки стояла на высоком уровне. Кладка стен велась двумя параллельными рядами крупных блоков, промежуток между ними заполнялся битым камнем и заливался глиняным раствором. На наружных поверхностях стен блоки камней тщательно стесывались и хорошо пригонялись друг к другу так, что швы были едва заметны. Размеры блоков тесаного камня в кладке варьировались по высоте от 20 до 45 см, а по длине — от 30 до 80 см.

Многочисленные памятники архитектуры XIX и начала XX вв., представленные зданиями культа — мавзолеями и мечетями, расположены в основном в Южном, Центральном и Западном Казахстане. В качестве примеров служат мавзолеи Жуздена, Шокая и Айтмана.

Мавзолей Жуздена, расположенный в Джезказганском районе Карагандинской области, был построен из жженого кирпича в середине XIX в. народным мастером Серали Елемановым. Архитектурное решение этого здания является примером подражательного использования архитектурно- строительных примеров предыдущих периодов строительства. Выполняя задание заказчика, пожелавшего построить такой же памятник, как мавзолей Алаша-хана (памятник XIII в.), мастер почти полностью воспроизводит его формы. По своей композиции мавзолей Жуздена, как и его оригиналы, портально-купольное сооружение, состоящее из мощного портала, основного кубического объема, низкого десятигранного барабана и сферического купола.

Мавзолей Айтмана, находящийся в западной части Устюрта, построен в 90-х годах XIX в. известными народными мастерами— братьями Дуйсенбаем и Умиром Каражусуновыми как фамильная гробница.

Он представляет собою купольно-центрический тип зданий, но по своему архитектурно-художественному решению намечает новую линию в развитии народного зодчества. Если в конструктивных приемах сооружения используется опыт предыдущего периода, то применяемые в нем архитектурно-художественные средства придают его облику новые черты.

Прежде всего здесь нет традиционного массивного пештака, обработанного, как правило, стрельчатой аркой, обрамленной плоско-рельефной рамкой. Вся композиция здания построена на сочетании простых геометрических объемов — куба, цилиндра и конуса, а декоративная обработка их осуществлена комбинацией округлых, хорошо прочерченных криволинейных форм. Трехчастное полукружие декоративных порталов, лучковое очертание парапетов, цилиндр барабана и коническая форма купола составляют гармоническое целое. Архитектурно-декоративное оформление интерьера, отличающееся также высоким уровнем художественного исполнения, в основных чертах воспроизводит обстановку богато отделанного переносного жилища казахов.

В Западном Казахстане были распространены сагана-тамы — надгробные сооружения оригинального типа, известного еще в средневековье : прямоугольные в плане, без крыши, торцовые стены несколько выше боковых — продольных; поверхность их стен обычно украшена резьбой.

Своеобразным и широко распространенным типом надгробных сооружений казахов являются кулуп-тасы — каменные резные столбы-памятники, ведущие свое происхождение от древних изваяний.

Другой вид культовых зданий — мечети по своему назначению делились на три типа: поминальные мечети, жума-мечети и приходские (аульные), или квартальные. Мечети первого типа строились в сочетании с гробницами особопочитаемых служителей религии. Таков мавзолей-мечеть Баба- ата в одноименной местности в Южном Казахстане (середина XIX в.). Ко второму типу относятся мечети в городе Чимкенте (конец XIX в.), в селе Атабай (70-е годы XIX в.), в Семипалатинске (середина XIX в.), в Каркаралинске (50-е годы XIX в.), в Сузаке (конец XIX в.) и др.

Архитектурное наследие казахского народа невелико по количеству, но представляет большой интерес как необычайностью своих форм, так и своеобразием декора.