Надгробия Лазаревского кладбища Первое, что приходит в голову при виде таких надгробий, — это раскрашенные греческие храмы. Но корни их, конечно, совершенно иные — это обычное стремление народного искусства к ярким, локальным цветам.

Надгробия Лазаревского кладбища Распространены такие надгробия были повсеместно, во всей России. Все они (кроме плит) — архитектура, то, что принято называть малыми формами, ничего (или почти ничего) специфически надгробного в них нет: обелиски или вазы могли бы украшать парки, а колонны на пьедестале служить ограждением, основанием для фонарей и т. п. В этом смысле некрополь Донского дает бесценный материал для изучения такой архитектуры, к тому же почти всегда датированный. Они хорошо объясняют, например, существование архитектурных форм (очень общих для малой и большой архитектуры). Надгробия уточняют появление орнамента (например, венков или волнообразного меандра), характерного для 70-х годов XVIII века. Такие детали, появляясь здесь, как и в большой архитектуре, держатся потом довольно долго. Появляются новые детали, характерные для следующего десятилетия, но старые мирно с ними сосуществуют. То же было, вероятно, и в большой архитектуре: четкие границы появления какой-нибудь формы, а конец — очень размытый.

Типов этих надгробий в конце XVIII века очень немного: плиты, саркофаги, отрезки колонн на некоем основании, пирамиды, подиумы с завершающей урной, колонны, пересеченные квадром, — пожалуй, и все. Но внутри каждого типа необычайное разнообразие, и во всем Донском монастыре не встретишь двух абсолютно одинаковых надгробий. Надгробия Лазаревского кладбища

Надгробия Лазаревского кладбища Надгробия Лазаревского кладбища Надгробия Лазаревского кладбища