Внедрение принципов средового подхода связано с рядом обстоятельств, требующих специального рассмотрения.
Во-первых, при всей гибкости современного отношения к степени их выразительности разные декоративно-художественные средства обладают определенными границами применения, свойствами, нацеливающими их либо на монументализацию, стабилизацию пространства, либо на внесение в него декоративного начала. Архитектурные, инженерные сооружения несут эстетическую информацию в самой абстрактной форме, давая лишь основы эмоциональных ощущений ансамбля. Произведения монументально-декоративного плана, расшифровывая адресность композиции, могут существенно дополнять ее исходные мотивы, внося ноты интимности, уюта в торжественные комплексы, яркость декоративных построений в строгие тона утилитарных сооружений.
Еще сильнее прямые «информационные» черты в средствах наглядной агитации, установках бытового характера, визуальной коммуникации, причем размеры и выразительность их вполне сравнимы с мощью архитектурных акцентов. Так, на насыщенной движением площади Трех вокзалов в Москве — Комсомольской — на долю средств информации сегодня падает чуть ли не основная декоративная нагрузка, хотя архитектура ограждений никак не грешит бедностью и однообразием впечатлений, а завершавшая высотный корпус реклама Аэрофлота имела для композиции площади не меньшее значение, чем силуэт гостиницы на другом торце этого глубинного пространства. Аналогичны по характеру воздействия средства ландшафтной архитектуры, городского оборудования — их прямая информативность близка к возможностям архитектурных сооружений, а оттенки торжественности, парадности поддаются этим средствам, особенно элементам оборудования, в значительно меньшей мере.
Во-вторых, при формировании городской среды совместно используются как капитальные сооружения, так и стационарные и временные устройства, что требует учета сроков моральной и физической амортизации при проектировании доминантных и, в особенности, акцентных элементов композиции .
В-третьих, в большинстве случаев реальная градостроительная ситуация не позволяет сразу однозначно прогнозировать формы будущих функционально-художественных ансамблей, нужна специальная проработка путей становления композиционной структуры, учет ее возможных деформаций и вариантов воплощения.
Приемы учета названных факторов иллюстрирует проектирование комплексной схемы монументально-декоративного и художественного оформления города, — так называли в 1980-е годы работы, нацеленные на художественный синтез всех форм городской среды с активным применением различного рода некапитальных декоративно-художественных средств, в прошлом считавшихся второстепенными для градостроения (сегодня употребляют другое наименование — «комплексное формирование среды»). Объективную основу этой работы составляет сформулированное И.Г. Лежавой положение, что «архитектурная форма организует «стратегическое» пространство, предназначенное для целого класса процессов, в то время как дизайн определяет тактику каждого из них», позволяющее установить для каждого заданного случая свою иерархию целей — от функциональных до декоративных, соблюдая общую последовательность анализа ситуации и единый порядок принятия проектных решений.
Разрабатывается схема комплексного оформления конкретного интерьера на базе рекомендаций общегородской схемы размещения монументально-декоративных решений, учитывающей значимость каждой площадки или магистрали в общей системе городских пространств.
Схема предпроектного анализа ситуации содержит сведения об основных характеристиках оформляемого фрагмента и путях его развития на базе генерального плана и разверток в масштабе 1:500, которые дают достаточно детальное представление о его архитектурном строении . На этой основе специальный графический анализ выявляет сначала «жесткие», неизменяемые элементы композиции (здания, сооружения, монументальные формы, ценные ландшафтные компоненты), затем ее «переменные» величины (проектируемые объекты, некапитальные и временные сооружения, в том числе средства оформления). Толщина линий обводки реальных ограждений соответствует их высоте, что позволяет понять роль данного ограждения в силуэте и структуре пространственной композиции. Декоративно-художественные и архитектурные акценты показываются через условные зоны их воздействия, которые зависят от величины элемента, его яркости, контраста с окружением. Радиусы таких зон могут иметь приближенные градации, которые согласуются с масштабами используемых чертежей. Они различают объекты, требующие близкого рассмотрения при «пешеходных» скоростях движения, от установок и памятников, рассчитанных и на детальное, и на силуэтное восприятие, в том числе при движении зрителя на городском транспорте. Заканчивается предварительный анализ выявлением основных направлений восприятия ансамблей — осей движения пешеходов и транспорта.