Меншикова башня — замечательное монументальное сооружение — была мало связана с архитектурным ансамблем старой Москвы, что ограничивало в известном отношении ее градообразующую роль. Одна из причин такой ограниченности состоит в усадебном характере расселения и структуры старой столицы, где монументальная башня имела в основном значение дворцового храма.

Тем не менее, расположение храма на одной из высоких точек Москвы позволило ему занять господствующее место в этой части города.

Крупное сооружение культового зодчества — колокольня Троице-Сергиевой лавры близ Москвы. Строительство колокольни заканчивалось по проекту Ухтомского, который отступил от первоначального проекта арх. Шумахера, повысив колокольню на два яруса, и изменил композицию сооружения, особенно в его завершающей части. Основанием постройки служит массивный квадратный в плане объем, на котором возведена высотная часть колокольни в четыре яруса, уступами устремляющаяся вверх. Одинаковые ярусы состоят из четырех пилонов, соединенных арками и кажущихся чрезвычайно легкими, как бы пронизанными воздухом. Эффект достигнут зодчим благодаря общей динамичной композиции нарастающих ярусов, смелости конструктивного выполнения, умелому использованию возможностей ордера. Завершение колокольни выполнено в виде фигурной главы, украшенной барочными картушами. Колокольня отличается выразительностью архитектурного облика, исключительной легкостью при сильной пластике форм, умелым использованием цвета, контрастным противопоставлением стройной, «прозрачной», башенной части массивному основанию.

Поиски большей выразительности в монументальном культовом зодчестве Москвы первой четверти XVIII в. наглядны и в композиции церкви Иоанна Воина, построенной в 1709—1713 гг. Как и Меншикова башня, этот храм — сооружение переходного типа, сочетающее ряд традиционных особенностей культовых построек XVII в. с новыми композиционными приемами. По общему объемному построению и плану храм Иоанна Воина в своих основных частях напоминает посадские храмы

XVII в. Основной объем четверика с востока имеет пониженную алтарную пристройку, а с запада — такую же трапезную с приделами, к которой, в свою очередь, с запада примыкает колокольня.

Из традиционных составных частей храма наиболее значительные изменения претерпел его основной объем, получивший завершение в виде двух восьмериков. Оба восьмерика храма, открытые внутри, составляют единый сложный интерьер храма. В построении фасадов использован ордер в виде пилястр, которыми отмечены углы четверика и восьмериков храма. Детали декоративного убранства фасадов церкви выделяются новизной. Южный и северный входы имеют прекрасные порталы с замечательной скульптурной резьбой.