Для архитектурных комплексов второго типа свойственны небольшая территория, меньшее число и размеры построек — храма и одного-двух монастырских корпусов. По месту в планировочной структуре комплексы играли роль существенных элементов, подчиненных основным доминантам.

Полоцкие Богоявленский (160×50 м) и францисканский (70×60 м) монастыри занимали рядовое положение в застройке улицы, доминиканский (90×50 м) — служил второстепенным по размещению акцентирующим объектом площади. Восприятие храмов было более ограниченным, осуществлялось под острым углом зрения с улиц, на которые они выходили главными фасадами. Если сооружения первого типа завершали протяженные магистрали, то объекты второго типа в основном замыкали отрезки второстепенных направлений, тем не менее активно формируя панорамы города.

Маломасштабные объемно-пространственные элементы третьего типа (деревянные иезуитские костелы, кирка) окружались затесняющей их жилой застройкой, отличались фрагментарным обозрением из внутренних городских пространств, иногда хорошо воспринимаясь из внешних, например долины р. Полоты.

Так, комплексы первого типа организовывали пространство поселения в целом, имея общегородское значение, ведущие здания второго типа формировали композицию крупных районов, третьего служили локальными акцептами небольших участков застройки. Иерархия проявлялась и в общем силуэте, характерном трехступенчатым членением высот вертикальных акцентов. Аналогичная картина наблюдалась в Пинске и других городах.

Распространенные состав и структура монастырского квартала следующие: чаще всего, один храм, как правило размещенный на периферии территории для придания ему максимального значения в композиции прилегающих улиц либо площади; основной одно-, трехэтажный корпус или корпуса, во многих случаях примыкающие к костелу, с большим набором различных помещений, часто с квадратным замкнутым и другими внутренними дворами; группа подсобных зданий, фруктовый сад и иные насаждения; глухая ограда с брамами, охватывающая комплекс.

Общей закономерностью было наличие главной стороны квартала, наиболее представительного его фасада, а также возведение построек в ортогональной системе планировочных осей. Последнее в условиях нерегулярной городской среды выделяло монастыри как образования совершенно иного характера, а в ситуациях прямоугольной готической, ренессансной или барочной уличной сети гармонично включало их в планировочно-пространственный контекст поселения.