Исторические мотивы не только возникают при восприятии архитектурного наследия, но иногда вновь проектируются ради создания специфических ассоциаций.

Особая разновидность исторических ассоциаций — культурологические параллели. Те или иные городские картины напоминают ситуации, запечатленные в известных произведениях литературы или живописи, и потому заставляют вновь переживать отдельные эпизоды вспомнившихся произведений искусства.

Наконец, может быть выделен декларативный слой, т. е. круг мотивов, имеющих не столько метафорический характер (как перечислявшиеся выше слои содержания), сколько характер напрямую выраженной мысли. Собственно архитектуре такой язык мало свойствен, но он отчетливо проявляется при синтезе искусств. Ясно читаемая, легко выражаемая литературная программа лежит, как правило, в основе монументальной живописи, скульптурных композиций и т. п.

В архитектуре и градостроительстве ближе всего к подобным типам сообщения — так называемые символические построения, когда в архитектурных формах, градостроительных структурах или просто в системе наименований цитируется некий образец и, тем самым, новый объект уподобляется цитируемому. Прием, широко распространенный в средневековой культуре, но сегодня уже почти не воспринимаемый в его первоначальном значении.

Выявляя различные слои, различные аспекты внутреннего содержания, мы оказываемся перед лицом зависимости эстетических впечатлений не только от объективных свойств созерцаемого, но и от субъекта — от интеллектуальной и психологической подготовленности человека к восприятию того или иного явления, от таких факторов, как жизненный опыт, социальная позиция, образованность наблюдателя.

Общеизвестно, однако, что при всем различии людей по перечисленным качествам, в восприятии представителей одной культуры, одного общества достаточно много общего. Даже в культурах различных эпох в критериях эстетической оценки существует общность, позволяющая нам оценивать произведения искусства прошлого, хотя наши эстетические оценки в чем-то неизбежно будут отличаться от оценок создателей дошедшего до нас наследия.