Историческую и художественную ценность выдающиеся ансамбли и сооружения. Такие памятники архитектуры, как правило, в ГДР восстанавливаются в своем первоначальном виде: здания Арсенала и Оперы в Берлине, Цвингер в Дрездене, дворец Сан-Суси в Потсдаме и др.

Из градостроительного наследия капиталистического периода развития Германии в новых проектах реконструкции городов используются и сохраняются такие рациональные приемы, как регулярная планировка, широкие магистрали и т. д. Вместе с тем многое в градостроительстве тех лет требует теперь значительных реконструктивных мероприятий. Возникает необходимость изменять места расположения многих промышленных, транспортных и складских сооружений в городе (вывод многих из них за пределы селитебной территории, освобождение участков, расположенных вдоль берегов рек), разуплотнять застроенные доходными домами с дворами-колодцами центральные районы городов, значительно увеличивать озелененные территории, ликвидировать трущобные районы, прокладывать новые транспортные магистрали и т. д.

Однако сложности, встающие перед архитекторами ГДР при восстановлении и реконструкции существующих городов, а следовательно, и при решении художественных вопросов градостроительства, определяются, естественно, не только особенностями исторического развития германских городов, но зависят еще и от целого ряда других причин.

Во-первых, почти во всех крупных городах ГДР (Берлине, Ростоке, Магдебурге, Лейпциге, Дрездене и др.) центральные районы, застройка которых играла наиболее существенную роль в создании художественного облика города, в результате преступной войны, развязанной немецким фашизмом, оказались разрушенными