В первые два-три года после того, как направленность архитектуры первой половины 1950-х годов была подвергнута критике и был сделан упор на решение функционально-технических задач, архитекторы ГДР уделяли недостаточное внимание идейно-эстетическим проблемам и новым художественным возможностям, связанным с индустриализацией строительства. Однако в последние годы художественные проблемы опять заняли большое место как в творчестве архитекторов, так и в теоретических дискуссиях (в частности, на страницах журнала. Но подход к ним стал иным. Построенные за последние годы жилые дома имеют простую объемно-пространственную композицию, их фасады и интерьеры лишены лепных архитектурных деталей, в то же время широко применяются новые отделочные материалы, цвет. Обращается внимание на последние работы советских архитекторов, прогрессивные традиции немецкого функционализма, достижения современной мировой архитектуры.
На этом пути в архитектуре ГДР уже достигнуты определенные успехи. Так, например, значительный интерес не только с социальной, функциональной стороны, но и с точки зрения поисков нового художественного облика города представляют такие объекты, как вторая очередь Карл-Маркс в Берлине, жилой комплекс Штризен в Дрездене, жилые дома на ул. Ленина в Эйзенхюттен-штадте, крупнопанельные жилые дома в Хойерсверде и др.
Принятие второго пятилетнего (1956-1960), а затем и семилетнего плана (1959-1965) развития народного хозяйства страны позволило приступить к осуществлению широкой программы перестройки городов и сел Германской Демократической Республики. Пути этой перестройки были указаны в решениях V съезда (июль 1958 года) и 33 пленума ЦК Социалистической единой партии Германии октябрь 1957 года.