Внутреннее убранство оформляли по подобию внешнего. На отделку богатых интерьеров шел естественный камень — мраморы, яшмы, ониксы и другие, привносящие ощущение вечности и природной красоты. Для оформления использовали искусственный мрамор — стюк, изготовленный на основе гипса с красителями и поддающийся полировке. Блистающие многоцветные стены и колонны отличали интерьеры классицизма. В парадных помещениях использовали мрамор разных оттенков, позолоченную бронзу, наборные паркеты, мраморную скульптуру, в жилых покоях — цветные штофы.

Интерьер строился в едином стилистическом единстве с архитектурой и прикладным искусством.

Важная черта классицизма — введение круга, цилиндра и полусферы в архитектуру. Круглый зал во внешнем облике покрывали куполом — он был центром здания. Использовали ротонду — цилиндр с колоннами, дуговые арочные или колонные галереи. Применялись закругленные углы, тогда ротонда служила шарниром, поворачивающим здание.

Второе новшество — внутренний зал, обстроенный по периметру мелкими помещениями. Этот прием позволял подчеркнуть главное парадное пространство. Иногда зал обстраивался со всех сторон, тогда его освещали сверху, его делали для этого выше всех остальных помещений. Самые крупные залы оформляли как греческие перистили с колоннадой по периметру. В залах .были хоры, входы оформлялись в виде триумфальных арок, в нишах — экседрах стояли статуи. Окна в этих залах находились под потолком.

К прежним типам планировки добавили коридор с двухсторонней застройкой, что требовало сооружения двух внутренних продольных стен вместо одной, но позволяло резко увеличить ширину корпуса при сохранении хорошей освещенности. В жилой части устраивали коридор, из которого вели двери в комнаты. По одну сторону — комнаты, по другую — уборные и служебные помещения.

Вестибюль с парадными лестницами сохранился. Лестницы устраивали на сводчатых конструкциях, опирающихся на столбы и колонны. В отличие от барокко парадная лестница не вела в парадные залы. Лестница имела более изолированное положение в системе интерьеров. Лестницы располагались симметрично и были лишены декоративных деталей. Планы дворцов были прямоугольными, почти квадратными, с залом в два квадрата.

В период классицизма в интерьерах начали устанавливать колонны: колоннады ставили в комнатах различного назначения. Это могли быть огромные колонны в залах и миниатюрные колонки на уровне спинок дивана. Целая колонномания началась в тот период. Трудно было провести границу, когда колонны переставали быть архитектурой и становились мебелью. Колонны ставили не только в зале, но и в вестибюле и в других комнатах. Со временем колонны стали делать во всех парадных интерьерах: по кругу в свободном пространстве и вдоль стены, в один и два ряда, в нишах и проемах, одиночные и спаренные, трехчетвертные, полукруглые и полные. В зале и гостиной их помещали в нишах стены у дверей, в зале — уторцовой стены под хорами. Колонны позволили отказаться от дверных створок в парадных комнатах. Они служили основанием для арки, завершавшей дверной проем. Такие колонны были в человеческий рост или несколько больше по размеру.

Во второй половине XVIII в. появились круглые, овальные, полукруглые и многогранные помещения. В парадных спальнях стали устанавливать колонны, отделяющие спальню от гостиной части. Позже получили распространение экседры (глубокие ниши или полукруглые павильоны), купола, конхи (полукупол, перекрывающий ниши) и арки. Экседра зрительно разрушала стену, поэтому чтобы сохранить гармонию на границе зала и экседры устанавливали колонны.

В классицизме изменилась роль скульптуры: подлинные античные скульптуры или копии размещали в нишах или на пьедесталах. Устанавливали бюсты. Большое распространение получили барельефы.

Кроме сочетания архитектуры, скульптуры и других декоративных искусств в оформлении интерьера, гостя ждали разные сюрпризы и театральные зрелища. Атмосфера удивлений и восторгов завораживала и царила в домах того времени. Дворяне в просторных высоких комнатах должны были выработать свое воспитание — особую походку, осанку, манеры, умение легко и непринужденно сидеть, вставать, двигаться в свободном пространстве интерьера. Длительное пребывание в парадных залах утомляло, и все с удовольствием забирались в свои низкие покои наверху: хозяева — в комнаты задней половины второго этажа, маленькие дети с няньками — в антресоли, взрослые дети и гувернеры — в мезонин (надстройка в середине верхнего этажа дома).