Главная достопримечательность — система каналов, связывающая реки (Неву, Фонтанку, Мойку). Аналогом послужили каналы Амстердама и Венеции, которые вдохновили Петра I во время его посещения этих городов. Они и сегодня играют большую роль в художественном облике города и восприятии его уникальных ансамблей.

Так как Санкт-Петербург в отличие от древних русских городов создавался на свободной территории по заранее разработанному плану, то крепости, дворцы, соборы, общественные здания первой половины XVIII в. занимали доминантное положение и являлись важными град с формирующими объектами. Вместе с тем каждое из них строилось с учетом природных особенностей каждого участка и перспектив развития общегородской пространственной структуры. Это и определило их статус – архитектурно-градостроительные памятники. Первыми из них были Петропавловская крепость, судоверфь и летний дворец Петра.


Петербург — один из самых красивых городов России, который ежегодно привлекает множество туристов. Чтобы познакомиться с его достопримечательностями, можно на сайте https://spbticket.com/turpaket-na-2-dna-obzornaa-s-kunstkameroj-i-petergof-bolsoj-dvorec.html приобрести билет на экскурсию.

Обратите внимание, что при покупке билета онлайн вам нужно будет распечатать его или сохранить на телефоне. При входе на экскурсию предъявите распечатанный билет или покажите его с экрана смартфона.


Петропавловская крепость в плане напоминает неправильный шестиугольник, вписанный в очертания острова. Бастионы обращены к Неве и Кронверкскому проливу (с противоположной стороны). Первоначально стены и шесть бастионов были земляными, потом выросли кирпичные, а в конце XVIII в. «были одеты камнем».

29 июня 1703 г. на территории крепости был заложен деревянный собор «во имя апостолов Петра и Павла», что впоследствии дало название всей крепости — Петропавловская. На месте деревянного в 1712 г. началось сооружение каменного собора по проекту архитектора Доменико Трезини, выходца из Швейцарии. Собор прост и скромен. Над прямоугольным в плане зданием господствует высокая стройная колокольня, завершенная легким золоченым шпилем. Колокольня, расчлененная на ярусы, возвышается над западной частью собора, и массивные волюты нижнего яруса создают впечатление ее слитности со зданием.

Петр I, желая подчеркнуть значение нового города, требовал, чтобы колокольня со шпилем была выше колокольни Ивана Великого в Москве. Это требование было выполнено: Петропавловский шпиль вознесся над землей на 122 м, тогда как высота Ивана Великого — 79,5 м.

Особенно быстро город стал развиваться после того, как миновала угроза нападения шведов. В начале второго десятилетия XVIII в. Петербург стал столицей России.

В 1704 г. на левом берегу Невы, чуть ниже Заячьего острова, были заложены Адмиралтейская крепость и верфь, а недалеко от них отвели обширную территорию для летней резиденции царя — Летний сад, где на берегу Фонтанки в 1710-1711 гг. был выстроен Летний дворец Петра по проекту архитектора Д. Трезини.

Летний дворец Петра мало напоминал дворец в обычном понимании этого слова. Фасад отличается предельной простотой. Первоначально его украшали только скромные наличники окон да русты по углам, а позднее между окнами первого и второго этажей были размещены 29 рельефов из терракоты. Это были аллегорические сцены борьбы со шведами.

Оба этажа имеют совершенно одинаковую планировку: в каждом из них шесть жилых комнат, поварня, коридор и одна комната для дежурных денщиков и фрейлин. На первом этаже были апартаменты Петра I, на втором — покои Екатерины I.

Местоположение Петропавловской крепости, Адмиралтейства и Летнего дворца определило в дальнейшем размещение тяготевших к ним построек. У Адмиралтейства строилась Морская слобода; на Петроградской стороне — слобода для военного гарнизона, дворянства и торговцев. Между Адмиралтейством и Летним дворцом по берегу Невы строились дома приближенных Петра. Впервые были разработаны «образцовые» проекты жилых домов, которыми должны были застраиваться прямые и правильно распланированные улицы. Эти дома представляли собой новый вид рядового городского жилища, отличавшийся от жилой постройки города допетровского времени. «Образцовые» дома предназначались для различных слоев городского населения и носили четко выраженный планировочный характер. Дома для «подлых» состояли из сеней, кухни и двух небольших жилых комнат. Дом для «именитых» представлял собой двухэтажное здание с высокими комнатами, большими окнами и симметричным фасадом, на котором выделялось центральное окно над входом. Фасад украшался лопатками и рустом.

Для всех видов «образцовых» домов общими были: геометрически правильная планировка участка, расположение дома главным фасадом на улицу, стеновой материал — кирпич. Проекты «образцовых» и «загородных» домов составляли в мастерской Д. Трезини.

Первым зданием, которое своими масштабами и архитектурной обработкой отличалось от «образцовых» домов, был каменный дворец Меншикова, построенный на набережной Васильевского острова (1710-1716). Его главный фасад был обращен к Неве. Противоположный выходил во двор, регулярный сад. Фасады обработаны поэтажно пилястрами ионического и коринфского ордеров. Подчеркнутая осевая композиция, колоннада портика и богато разработанный спуск к Неве придавали зданию новый облик парадного городского дворца. Его строили архитекторы М. Д. Фонтана и И.Т. Шедель.