Ребристая чаша скуфьи также расписана мелким цветочным рисунком с позолотой. Такое разнохарактерное и многоцветовое убранство утомляет глаз. Спокойные белые стены айвана составляют контраст чрезмерной насыщенности интерьера дробными формами и красками. Фигурные деревянные плафоны были собраны без гвоздей и клея, расписаны и украшены геометрической аппликацией из реек. С запада к залу мечети примыкают худжры и терраса с надгробием шейха Зайнеддина, отделенным от улицы решеткой.

Мечеть Балянд («Высокая») в юго-западной части города предельно проста по формам, но не менее богата по внутреннему убранству. Поставленная на высоком, облицованном камнем цоколе, с двухсторонним айваном на тонких колоннах, постройка производит впечатление стройности и собранности. Поверхность белых ганчевых стен айванов разбита штукатурными тягами; балки потолка покрыты расписными квадратными дощечками, чередующимися с выструганными «в елочку» валиками. Прямоугольное помещение декорировано изразцовой панелью; ее шестиугольные плитки, зеленые на восточной стене и темно-синие на южной и северной, были расписаны растительным узором твореного золота; панель западной стены, обрамленный жгутиком михраб, и панно над ним выложены резной изразцовой мозаикой. Выше панели стена разбита на стрельчатые панно с росписью кундаль и завершается таким же эпиграфическим фризом. Расписной дощатый потолок с накладным геометрическим орнаментом и сталактитовым куполком-хаузаком посередине подвешен цепями к балкам перекрытия.

Эти два памятника доказывают, что мастера XVI в. не утратили секретов искусства и прекрасно владели техникой «кундаль». В постройках.второй половины XVI в. она уже не применялась. Форма купольных и плоскокровельных построек с двусторонним айваном характерна для квартальных мечетей XIX—XX вв. Очевидно, мечети Ходжа-Зайнеддин и Балянд были именно таким культовым центром богатых кварталов города.

XVI в. характеризуется творческими исканиями в области культового зодчества, которые приводят, в частности, к созданию нового типа ханаки. Если прежде ядром данного типа сооружений была трапезная, то теперь основой плана становится мечеть. Этот композиционный центр обрастает худ- жрами, обращенными наружу, и принимает формы центрально-купольного здания. Ха- нака в Бехауддине близ Бухары первой половины XVI в. — прекрасный образец такой композиции. Ее компактный, почти квадратный план построен на двух осях симметрии с четырьмя равноценными порталами. Здание интересно не только планом, но и смелой конструкцией купола на пересекающихся арках. Отделка его осталась незавершенной. Впоследствии ханака обрастает многочисленными постройками, включая караван-сарай, образующими живописный ансамбль с садом и хаузом. Сквозь наслоения могил старого кладбища ведет узкий проход, стенки которого облицованы плитами мрамора. Ханака с могилой святого привлекала издалека поток паломников.

Среди ансамблей «кош» неизвестно ни одного примера единовременной постройки. Разрыв во времени составляет десятки, а иногда сотни лет. Так, в ансамбле бухарской мечети Калян хронологический разрыв достигает по меньшей мере двух десятилетий, тогда как минарет возведен примерно на четыре столетия раньше. То же относится и к ансамблю Кош-медресе, расположенному в западной части города, на дороге от Регистана к воротам Ширга- рон. Здесь между фасадами нет площади, их разделяет лишь неширокая улица.

Первым было возведено в 1566—1567 гг. небольшое и скудно украшенное медресе

Модари-хан без обычных порталов на поперечной оси двора и с уширенной к югу фасадной частью. Для соблюдения правильной ориентации пришлось расположить зал мечети под острым углом к фасаду; при этом, ввиду небольших размеров медресе, строители сочли более удобным разбить под тем же углом все остальные постройки. В результате ось фасада не совпадаете осью двора, а контуры здания близки к трапеции. Формы постройки обеднены; барабаны, а следовательно и верхнее освещение, отсутствуют. Конструкция всех куполов выполнена на сетчатых парусах в ганче. Декор сосредоточен на фасаде; скромная мозаика из поливного и неполивного кирпича в кладке портальных арок и майолика в тимпанах. Краски майолики с добавлением желтой еще не совсем обычны для архитектуры времени Абдулла-хана, когда в поливе устанавливается сине-зеленая гамма.

Медресе Абдулла-хана построено в 1588— 1590 гг. Его фасад — типичнейшее произведение того времени. Линии его просты и монументальны, углы портала плавно закруглены, чего еще нет в медресе Модари-хан. Лицевая поверхность пилонов портала гладкая; весь его фасад облицован майоликой в форме огибающих арку эпиграфических полос и растительного орнамента тимпана характерного абдуллаханов- ского типа. Арка портала, пояса й лопатки крыльев фасада, башни и закругленные углы покрыты мозаикой мелкого жженого кирпича с поливными вставками трех тонов (белого, голубого, синего).

Эта постройка ансамбля, поставленная под прямым углом к улице, вдвое крупнее, чем первая. Зал мечети для соблюдения нужной ориентации размещен под углом к другим помещениям. Сложный рисунок плана контрастирует с ясной простотой фасада. Зодчий создал, кроме осевых айва- нов, дополнительные группы помещений. В глубине двора лежит октогональный купольный зал, или крытый дворик, куда выходят ниши-лоджии группы комнат первого и второго этажа. Купол покоится на двойных щитовидных парусах; прорезанные в барабане 16 окон дают обильный свет.

На северной стороне сложный узел помещений разделен поэтажно, тогда как в углах западной части образуются многокомнатные комплексы в два этажа. Прорезанные окнами барабаны куполов мечети и аудитории покоятся на пересекающихся арках и сетчатых парусах; углы арок заполнены сталактитами. Линии конструкций подчеркнуты рельефным геометрическим бордюром занджира. Скуфья и ползучие сводики мечети украшены рельефным звездчатым орнаментом. Внутренний дворик остался неотделанным, он лишен даже шту

катурки. Хороши плоские чаши куполов и своды ведущих во двор коридоров — резные терракотовые плитки, фигурная кладка, резная терракотовая мозаика с инкрустированными бирюзовой поливой швами. Купол вестибюля украшен майоликовыми вставками в форме звезд с ганчевым бордюром. Арки дворовых порталов, кроме восточного, крыты полукуполом на сетчатой системе парусов; западный портал орнаментирован занджирой (звезды и многогранники). Тимпаны арок порталов и худжр облицованы майоликой, а боковые порталы обрамлены еще полосой из кирпичной мозаики. Входная дверь выполнена тонким столярным набором и украшена ювелирной резьбой геометрического с растительным заполнением рисунка.

В 1568—1569 гг. сановник Абдулла-хана построил самое крупное не только в Бухаре, но и в Средней Азии медресе Кукель- даш площадью 86 X 69 ж. Медресе насчитывает до 130 худжр. Медресе Кукельдаш отличается от медресе Мири-араб и Абдулла-хана довольно простым рисунком плана. Отсутствие во дворе боковых порталов здесь неоправдано; получилось много неполноценных помещений, слишком тесных или неправильных. Недостатки плана восполняются архитектурой интерьеров. Купола дарсханы и мечети на прорезанном окнами барабане опираются на пересекающиеся арки со сталактитовым заполнением углов. Своеобразно перекрытие дарсханы, где пересекающиеся арки направлены по диагонали зала. Как и в других медресе того времени, хороши купола проходных коридоров, опирающиеся на систему щитовидных парусов с выкладкой из шлифованного кирпича. Особенно привлекает внимание один из них с пятью звездчатыми мозаичными вставками мелкого изразцового набора в обрамлении складчатых веерообразных полузвезд. Так же оформлены полукупола в углах двора. Тимпаны порталов и арок двора украшены майоликой; ниша портала на северной стороне двора завершается полукуполом на системе щитовидных парусов с ганчевой штукатуркой. Однако главный фасад медресе, если не считать некоторых деталей (майолика по срезу арки и майоличные надписи в нише портала), остался без отделки. Хотя каменная панель отсутствует, на углах арки поставлены невысокие ко-‘ лонки из полупрозрачного камня. Ниша портала покрыта полукуполом на тромпах с ганчевой штукатуркой. На внешнем западном фасаде по второму этажу тянется аркада стрельчатых ниш, куда выходят двери худжр.