Повторив в камне общую композицию деревянных Триумфальных ворот, выстроенных в 1742 г. по проекту арх. Земцова, Ухтомский создал новое монументальное сооружение, несколько изменив прототип, — Красные ворота возвели на новом, более высоком месте, на пересечении двух широких улиц.

Интересный архитектурный замысел Ухтомского — проект неосуществленной башни Воскресенских ворот, которые предполагалось сделать парадным въездом на Красную площадь Москвы со стороны Тверской улицы. Высокая ‘ четырех- ярусная башня, задуманная зодчим как триумфальное сооружение, намечала пути реконструкции центра города — Красной площади. В проекте Воскресенской башни Ухтомский развивал монументальные формы старорусских надвратных сооружений, близкие архитектуре Москвы конца XVII в.

Для этого сооружения характерны декоративные формы барокко в своеобразной «московской» интерпретации стиля.

Наиболее значительным сооружением Ухтомского мог быть грандиозный ансамбль Госпитального и Инвалидного дома, строительство которого намечалось на высоком берегу Москвы-реки близ Симонова монастыря. Центральным сооружением ансамбля должен был стать четырехстолпный собор с куполом на высоком барабане и четырьмя боковыми главами, запроектированный в формах и приемах стиля барокко. По проекту вокруг собора, образуя гигантский внутренний двор, располагались протяженные корпуса госпиталя, инвалидного и воспитательного домов и обслуживающих помещений с четырьмя меньшими внутренними дворами. Ухтомский трактует госпиталь как планировочный тип крупного ансамбля общественного назначения, как монументальное сооружение города. Высотная композиция собора в ансамбле госпиталя как бы включала это сооружение в систему опорных зданий Москвы. Проект Ухтомского отражал прогрессивные общественные идеи русской архитектуры середины XVII в. и предвосхищал переход к новым задачам архитектуры второй половины века: в этом проекте архитектор рассматривал большое гражданское общественное здание как градообразующий элемент города.

В монументальном культовом зодчестве Москвы начала XVIII в. выделяется так называемая «Меншикова башня», сооруженная по заказу А. Меншикова в его усадьбе близ Чистых прудов. Известно, что церковь начали строить в 1701 г., продолжал и заканчивал ее строительство арх. И. Зарудный в 1704—1707 гг..

Меншикова башня по композиции представляет собой вариант традиционного типа храма «под колоколы», выполненного в форме «восьмерик на четверике». Вместе с тем замечательное сооружение стало новым шагом в развитии русского культового башенными сооружениями Петербурга; в частности, Меншикова башня — непосредственная предшественница композиции колокольни Петропавловского собора.

Храм состоит из двух основных частей: основания в виде прямоугольного, трехчастного в плане объема и башенной части, первоначальным завершением которой был высокий шпиль. Особенность декора первого яруса Меншиковой башни заключается в устройстве мощных барочных волют, «спущенных» на всю высоту западного фасада объема и фланкирующих

главный вход в церковь. Объемно-пространственное построение башни обусловлено хорошо продуманной, смелой ее конструктивной основой, при возведении которой использовался богатый опыт строительства вотчинных храмов-башен. Новое в Меншиковой башне — широкое использование фигурной скульптуры в убранстве фасадов и интерьера; скульптура гармонирует с общей тектоникой здания.