Зодчество Турции прошло за девять веков сложный путь развития.
Образовавшийся в Малой Азии в 1077 г. Румский султанат, возглавляемый младшей ветвью династии Сельджукидов, со столицей в г. Никея (Изник) близ Мраморного моря сначала занимал большую территорию, захваченную у Византии. Византии вновь удалось отвоевать северную, западную и южную прибрежные части Малой Азии, и владения султаната ограничились Малоазиатским нагорьем. Столицей стал г. Конья. Однако уже в 1204 г., взяв у Византии г. Анталью, сельджуки получили выход в Средиземное, а после овладения Синопом и в Черцое моря. Наибольшего могущества султанат достиг в начале XIII в. при Ала-ед-Дине Кей-Кубаде I. В 1243 г. Румский султанат был вынужден подчиниться монголам. В 1307 г. он распался на ряд эмиратов.
В начале XIII в. на территорию султаната под натиском монголов откочевало небольшое объединение турок-огузов из племени кайы под предводительством Эр- тогрула и обосновалось в районе р. Сакарьи на границе с Византией. Сын*Эртогрула Осман I возглавил после 1307 г. один из вновь образовавшихся эмиратов. Завоевав большую часть Византийских владений в северо-западной части Малой Азии, он создал Османское государство и сделал в 1326 г. столицей г. Бурсу.
Турки-сельджуки, кочевники, не имевшие своих архитектурных традиций, восприняли строительную культуру народов
Малой Азии, Византии, а также сопредельных областей — Ирана, Средней Азии, Армении, Грузии, Азербайджана, ставшую основой для развития архитектуры в Сельджукской державе, а затем и в Османской империи. Были заимствованы приемы строительной техники, отдельные формы, конструкции, декоративные средства.
В XIV—XV вв. в зодчестве Турции происходил сложный процесс осмысления и творческой переработки культурного наследия сельджуков и византийцев, а также зарождались новые черты и национальные особенности.
Военные успехи государства на первом же этапе существования, сопровождающиеся притоком материальных ценностей, переход от кочевого образа жизни к оседлому, рост городов, связанный с расширением торговли, создавали благоприятные условия для усиленного строительства как гражданского, так и культового. Все это в свою очередь способствовало ускорению процесса осмысления культурного наследия других народов, заставляло творческую мысль работать над созданием новых архитектурных форм, а также служило -школой для местных мастеров и зодчих.
Разгромив Византийскую империю и завоевав с XIV в. до середины XVI в. всю Малую Азию, Балканский полуостров, Ирак, Кавказ, Сирию, Палестину, Египет, восточную и центральную Венгрию, Османское государство стало громадной империей, где сосредоточились главнейшие торговые пути между Европой и Азией. Ее экономическая мощь росла за счет многочисленных жестоких налогов, взимаемых с покоренных народов, и торговых пошлин.
Политический и экономический подъем в конце XV—XVI вв. способствовал интенсивному строительству, расцвету искусств и культуры. К тому времени в Турции был уже накоплен архитектурный опыт, на основе которого возникла национальная школа. В XVI в. зодчество достигло своего наивысшего расцвета.
EL конце XVI в. начавшееся вытеснение государственно-феодального землевладения частно-феодальным, разложение военно- ленной системы, феодальная раздробленность, перемещение торговых путей в Атлантический океан в связи с великими географическими открытиями, экономическое и военное усиление европейских государств— все это обусловило ослабление Турции. В XVII в. упадок проявился во всех областях жизнедеятельности государства— в экономике, управлении, военном деле; началось отпадение завоеванных земель.
В XVII в. экономический и политический упадок государства еще не сказался в полной мере в культурной жизни. Однако строительство того периода утратило свою интенсивность. В архитектуре в середине века уже заметны застой и подражание созданным в XVI в. классическим образцам.
Обострившийся внутренний кризис, поражения Турции в войнах XVIII—XIX вв. и все большая зависимость экономики от иностранного капитала не могли не отразиться на уровне культуры. Резко сократилось строительство. В архитектуре все сильнее проявлялось европейское влияние, приведшее в конце XIX — начале XX вв. к эклектике.
Образование сельджукского государства в Малой Азии исторически совпало с освобождением городов от феодальной зависимости, что способствовало их росту и развитию ремесла. Крупнейшие сельджукские города — Конья, Кайсери, Си- вас, Аксарай — насчитывали в XIII в. по 100—120 тыс. жителей, однако о градостроительных работах того периода сведений нет. Турки-османы застали малоазиатские города с уже сложившейся планировкой.
Интенсивное развитие торговли и ремесла благоприятствовало расширению городов. В первые годы существования Османского государства его правители стремились заселять их своими соплеменниками. Крупными градостроительными мероприятиями сопровождалось обычно строительство мечетей, медресе и торговых центров, объединявших крытые рынки, караван-сараи, торговые ряды.
Наиболее интенсивно развивались главные города государства, в первую очередь Бурса — первая столица Османского государства, намного расширившая в тот период свои границы. Город протянулся полосой с запада на восток. В западной его части находился укрепленный замок (кала, хисар), а к востоку от него — один из древнейших кварталов, который при турках пополнился новыми зданиями: здесь был торговый и общественный центр города, в котором сосредоточивались крытые рынки, караван-сараи, базары, медресе, бани. Новые кварталы, получившие свои названия в XV—XVI вв. обычно по наиболее выдающимся из расположенных в них сооружений, возникали в основном к северу, югу и востоку от существовавших древних. Первоначально они напоминали отдельные селения, в которых хаотичная жилая застройка группировалась вокруг мечети. Приусадебные сады ограничивали территории кварталов, а на их окраине отводилось место под кладбища. С уплотнением застройки постепенно эти границы исчезли. Расселение в городе велось по профессиональному, а также по национальному признаку. Инородцы — греки, армяне, евреи — селились в отдельных кварталах. Основные крупные магистрали, две из которых проходят с севера на юг и две — с запада на восток, связывают все части города. Горные реки — Гёкдаре и Гилимбоз — пересекают Бурсу в восточной и западной частях, снабжая ее водой.
Исследователи пришли к выводу, что город в целом, за исключением хисара, не имел сплошных стен или вала; были укреплены лишь некоторые его кварталы: участки с караван-сараями, базарами, мечетями, домами обносились стеной без башен; у ворот на ночь ставили стражу. Так была огорожена, например, группа построек султана Иилдырым Баязида на северо-восточной окраине города.
Константинополь после завоевания Турцией расширялся не так интенсивно,- как Бурса, и сохранял в общем старую планировку. Здесь строительство велось в основном в рамках существующего города; христианские церкви приспосабливались под мечети; новые ансамбли складывались на свободных площадях или возникали на месте разрушившихся к этому времени античных сооружений.