В VII в. в страну вторглись арабские полчища. Сначала были захвачены Нахичевань, Тебриз и Ардебиль. Заняв Байлакан, арабы двинулись к Барде. Затем халифату подчинились Ш’ирванское и Шекинское княжества, города Шамкур, Кабала и, наконец, Дербент.

Владычество арабов легло тяжким бременем на азербайджанский народ. Насильственно вводился арабский язык, который, не получив распространения в народе, стал языком законов, феодальной знати, духовенства и части купечества. Ислам почти повсеместно вытеснил зороастрийские культы, а христианство сохранялось лишь в горных районах.

Торговля халифата со странами Северо- Восточной Европы, преимущественно Русью, велась в основном через Азербайджан. Караванные пути пересекали бассейн Куры и шли вдоль побережья Каспия и Волги, способствуя подъему экономики страны. Со второй половины VIII в. арабские географы называли Азербайджан одной из богатейших областей в халифате. «Дорожники» арабских путешественников называют товары, которыми славился тот или иной город. Барда славилась шелковыми изделиями. Дербент был центром изготовления полотняных тканей. Барда и Урмия были известны кошинилевыми красками и мареной, которые вывозили в Индию, Иран, Сирию и

Египет. К X в. относятся первые сведения о вывозе бакинской нефти.

Наиболее крупные города того времени— Барда, Дербент, Ардебиль, Марага, Урмия, Шемаха, Шамкур, Шаберан, Байлакан, Ганджа и Нахичевань. Описания Барды, Ардебиля, Кабалы, Ганджи и других городов позволяют полагать, что им, видимо, свойственны общие для городов Переднего Востока черты формирования и развития.

Вокруг цитадели правителя, обычно расположенной в наиболее защищенной и возвышенной части города, возникал шахри- стан. Обнесенный крепостной стеной, он составлял внутреннюю часть города, где сосредоточивались крупные общественные и культовые сооружения: соборная мечеть,

крытые рынки — тимы, ремесленные ряды — даланы. Затем шли жилые предместья — рабады, в которых селился ремесленный и мелкий торговый люд. Иногда они также были защищены стенами с башнями и рвами.

Стихийно складывавшаяся структура цитадели и шахристана отражала специфику размещавшихся в них дворцовых, административных, культовых и общественных сооружений. Планировка же предместий была обусловлена общими особенностями раннефеодальных городов. Кварталы заселялись обычно по профессиональной принадлежности или же одной народностью.

Крайне скудны материалы об архитектурном облике городов. Сохранившихся сооружений нет, но письменные источники упоминают здания, которые восхищали современников. Наибольшее число описаний принадлежит Барде — политическому и торговому центру страны. В ее цитадели, видимо, располагался гарнизон, в шахриста- не — дворец наместника, а рядом с ним соборная мечеть. В рабаде находились многочисленные крытые рынки. Город утопал в зелени, вокруг него были.созданы великолепные сады. Упоминаются форма площадей и наиболее крупные здания, которые специально выделялись зодчими из общей застройки. Макдиси говорит о крестообразной площади Ардебиля. Моисей Каганкат- ваци упоминает о христианском соборе в Барде. Соборная мечеть в ней высилась на холме, а в Ардебиле она находилась на пересечении магистралей. Наряду с господствовавшей бессистемной застройкой встречались районы сосредоточения крупных дворцовых и общественных сооружений, в размещении которых прослеживается градостроительный подход. Расположение ворот Ганджи, Байлакана, Кабалы и других городов позволяет говорить о пересекавших их магистралях.