Ньюпорт
Ньюпорт

Второе по значимости классическое влияние на архитектуру американских колоний оказал итальянский архитектор Андреа Палладио. Его трактат «Четыре книги об архитектуре» пропагандирует классицизм, основанный на системе строгих пропорций.

В Лондоне лорд Берлингтон и Уильям Кент опубликовали четырнадцать изданий этого классического трактата. Джентльмены и торговцы строительными материалами, приезжавшие в колонии, привозили с собой сведения о новом классицизме Палладио и с энтузиазмом расхваливали его. Но более сильное влияние оказывала популярная литература, которую они привозили в своем багаже.

Начиная с 1730-х гг. была опубликована серия пособий для плотников, включавшая такие аспекты, как резьба, изготовление дверей и карнизов, и эти пособия стали практическим руководством по воплощению в жизнь проектов Палладио. Наибольшей популярностью пользовались такие книги, как «Городской и сельский строитель» (1740) и «Знания, необходимые строителю» (1741) Батти Лангли, а также «Лондонское творчество Палладио» (1734) Уильяма Салмона.

Влияние новых стилей на местную архитектуру Ньюпорта было очень заметным. К традиционным мансардным крышам добавились классические дверные проемы, окна и карнизы. Однако стандартной строительной технологией оставалось использование тяжелых рам с пазовыми и штифтовыми соединениями. Единственным значительным изменением (примерно 1700 г.) стало применение обшивочных планок под слоем облицовочных досок. Такой двойной слой значительно лучше защищал от ветра и сохранял тепло.

Хантер-хаус, построенный на Истон-Пойнт, обращен в сторону гавани, за счет которой сколачивали состояния первые два владельца дома, торговец Джонатан Николлс-младший и полковник Джозеф Уонтон-младший. Утонченные вкусы Ни- коллса до сих пор просматриваются в изящных сохранившихся образцах панелей интерьера. Эти панели сохранились с середины XVIII в., сверху на них ангелы с крыльями, охраняющие альковы, а над панелями деревянные карнизы, выступающие над пилястрами.

Судьба Хантер-хауса, как и судьба всего Ньюпорта, связана с Войной за независимость. Уонтон, занимавший высокое положение в партии тори, а значит, преданный короне, был вынужден бежать от французов, после того как британские войска отступили в 1780 г. Вместо него пришел французский командующий, адмирал де Терне, который вскоре умер в этом доме.

Когда британские войска под командованием генерала Прескотта заняли город, для штаб-квартиры выбрали соседний Баниистер-хаус. Дом был построен в 1751 г. Джоном Баннистером, состоятельным торговцем. Размеры поместья свидетельствуют о его явной причастности к «свободной торговле» (т. е. к контрабанде). В доме под мансардной крышей были два дымохода и просторный центральный холл со сводчатым карнизом.

За время британской оккупации население города снизилось примерно с девяти до четырех тысяч. Когда город заняли американские войска, оказалось, что 480 деревянных строений были разобраны на дрова.

Ньюпорт так и не оправился от ущерба, причиненного войной, и свою роль экономического центра уступил городу Провиденс. Но кроме обретения независимости, в XVIII в. появилась настоящая городская архитектура. Это было обусловлено не только стремлением выжить, но и развитием искусства, образования и культуры.

РЕН НЬЮПОРТ И ТРИНИТИ-ЧЕРЧ

Когда Дин Беркли из Тринити-колледжа прибыл в 1729 г. в Ньюпорт, он обнаружил здесь «четыре секты анабаптистов, кроме пресвитериан, квакеров и индепендентов, а также множество вообще безбожников… но все они сходились в том, что лучшей после их церквей является англиканская».

За 90 лет, предшествовавших визиту Беркли, Ньюпорт вырос из маленькой деревушки в город с населением почти 3 тысячи человек. Благосостояние городу обеспечивала обширная торговля мелассой, ромом и рабами. В отличие от других процветавших городов, таких как Бостон и Филадельфия, Ньюпорт почти целиком был выстроен из дерева.

За три года до приезда Беркли «хозяин постоялого двора и строитель домов» Ричард Манди предложил для центра города проект новой Тринити-черч, главной англиканской церкви. Для своего проекта он в значительной степени позаимствовал фрагменты у недавно построенной в Бостоне Крайст-черч — можно предположить, что «Общество пропаганды Евангелия на заморских территориях» помогало колонистам проектировать свои новые церкви.

И как бы жители Ньюпорта ни относились к англиканской церкви, новый храм должен был начать вносить изменения, если не в их религию, то в их вкусы по отношению к архитектурному стилю, в котором с недавнего времени стали строиться здания в Лондоне.

Великий пожар 1666 г. уничтожил крупные районы в центре Лондона, что дало возможность сэру Кристоферу Репу спроектировать целую серию новых городских церквей в классическом стиле собственной интерпретации. Нефы Крайст-черч в Бостоне и Тринити-черч в Ныопорте очень напоминают нефы церквей работы Рена — Св. Стефана в Холберне и Св. Андрея в Уордробе.

Манди с блеском воплотил каменную кладку стиля барокко в дереве, совместив тяжелые массивные формы, такие как фронтоны, с необычайно изящными деталями, такими как пилястры. Использование дерева проявило свое преимущество в 1762 г., когда в связи с увеличением числа прихожан понадобилось удлинить неф. Торец церкви просто отпилили и перенесли дальше на 9 м, чтобы образовавшееся пространство смогло вместить два новых пролета.

Сегодня вместе с полукруглой апсидой в одном конце и пятиметровым квадратным портиком в другом длина церкви составляет 38 м. Состоящий из четырех частей шпиль, возвышающийся над крышей колокольни, обрамлен четырьмя угловыми шпилями, установленными на опорных балюстрадах, и общая высота церкви составляет 41 м.

ОТЕЛЬ «ДЕЛЬ КОРОНАДО»

Это монументальное деревянное здание стало плодом замыслов Элайса Бэбкока-младшего, железнодорожного магната, который из-за болезни был вынужден отойти от дел и переехать в Сан-Диего. Он организовал бизнес вместе с также отошедшим от дел Хэмптоном Л. Стори, купил весь полуостров Коронадо и решил построить отель. Ощущая нехватку времени, Бэбкок приказал «быстро построить и обставить, не считаясь ни с какими расходами». Отель «Дель Коронадо» открылся 19 февраля 1888 г., всего через одиннадцать месяцев после начала строительства.

Архитекторами были трое братьев: Джеймс, Мерриг и Уотсон Рид. Их опыт в строительстве крупномасштабных деревянных сооружений — проектировали огромные железнодорожные депо — оказался бесценным, так как из соображений скорости весь отель был выстроен из невысушенных лесоматериалов. Для контроля за процессом усушки по мере высыхания древесины братья Рид использовали балочно-стоечные каркасы, для которых требовались деревянные брусья высотой два этажа и более.

Подобная технология была использована вместо более экономичной поэтапной стройки, при которой каждый этаж возводился последовательно, один над другим. Поэтапная технология очень чувствительна к усыханию материалов по длине, поэтому половые доски при ней должны выступать за край, чтобы поддерживать элементы стен.

Деревья, достаточно высокие для создания балочно-стоечных каркасов, можно было найти только на севере Калифорнии, в лесах, где росло красное дерево. Строителям было приказано первым делом возвести сложный северный фасад. Они справились с этой работой, вставили три тысячи оконных рам и дверей, уложили вручную около двух миллионов кусков гонта.

Для обеспечения пожарной безопасности такого огромного деревянного сооружения братья Рид использовали новую технику. Отель стал первым в мире комплексом с электрическим освещением, установленным лично Томасом Эдисоном.

Строительство отеля «Дель Коронадо» стало значительным событием в культурной жизни Америки. Зрителям он запомнился по фильму Билли Уилдера «В джазе только девушки», в котором снимались Мэрилин Монро, Тони Кертис и Джек Леммон.

Ньюпорт
Ньюпорт

СТИЛЬ ШИНГЛ

Макким, Мид и Уайт входили в большую группу архитекторов, черпавших вдохновение для создания совершенно нового архитектурного стиля в американском деревянном наследии. Как и представителей английского движения «Искусство и ремесла», которых вдохновляли деревянные дома эпохи Тюдоров и Елизаветы, их американские коллеги предпочли деревянные дома XVII в. в Массачусетском заливе и архитектуру XVIII в. в Род Айленде.

Макким посетил Род-Айлепд в начале 1870-х гг. Затем, вместе со своими друзьями Мидом, Уайтом и Биглоу, он совершил поездку по Новой Англии специально для изучения первых деревянных домов. Там они, вероятно, осмотрели несколько таких домов, как Хокси-хаус на Кейп-Коде, полностью обшитых гонтом.

В то же самое время английский архитектор Ричард Норман Шо проектировал очень оригинальные дома, архитектура которых явно была навеяна архитектурой эпохи Тюдоров. Это были просторные дома, центром которых являлся зал в средневековом стиле. Верхние этажи этих домов были выполнены наполовину из дерева, наполовину из кирпича, венчали такие дома мансардные крыши. Дома архитектора Шо, такие как Лиз-Вуд и Хоупден, были подвергнуты серьезной критике в британской и американской прессе.

После того как в 1854 г. Япония стала доступной для торговли, ее архитектура серьезно повлияла на американскую. На последовавшей вскоре Всемирной выставке японская деревянная архитектура вызвала огромный интерес у публики. Свою роль также сыграла фотография как источник новых образов и распространитель новых идей.

По мере того как новые архитектурные идеи получали все большее распространение, в американском обществе происходили перемены, в результате чего у архитекторов появилась новая группа клиентов. Промышленное развитие Америки в конце XIX в. создало большие богатства и поместило их в руки нового поколения предпринимателей. Эти люди были достаточно богаты, чтобы позволить себе отдыхать от работы, и они не обращали внимания на сложившиеся предубеждения о том, каким образом следует проводить свободное время.

Ньюпорт, долгое время считавшийся чем-то вроде городских задворков, приобрел прекрасный вид и получил новый стимул для развития как игорный центр Восточного побережья. Казино Ньюпорта было спроектировано буквально по прихоти издателя Джеймса Гордон-Беннетта, которого раздражала тесная и душная атмосфера существовавших клубов для джентльменов, и он предпочел открыть свой собственный. Его друзья потянулись в казино, которое стало центром развлечений в Ньюпорте и первым зданием в стиле шингл, построенным недавно образованной фирмой «Макким, Мид энд Уайт».

Зять Гордон-Беннетта, Исаак Белл, стал следующим заказчиком дома в стиле шингл. Он и унаследовал состояние и сам заработал достаточно денег на торговле хлопком, чтобы отойти от дел богатым человеком в возрасте 31 года.

Его дом отражает беззаботную атмосферу жилья уверенного в себе человека. Внешний вид дома объединил в себе образцы архитектуры различных эпох. Широкие фронтоны напоминали фасады ньюпортских городских домов XVIII в. Маленькие оконные стекла походили скорее на окна с горбыльками переплетов XVIII в., чем на современные окна. Но первый этаж задуман как серия органически связанных между собой пространств, диагонально переходящих друг в друга через огромные раздвижные двери — явное подражание японским перегородкам. Повсюду изысканные деревянные детали различного происхождения. Имеются признаки влияния египетского и исламского стилей.

Свобода планировки и форм дома Исаака Белла, а также визуальная структура обшивочного гонта получили необычайно широкое распространение. Молодые архитекторы, проходившие обучение на процветающей фирме «Макким, Мид энд Уайт», буквально впитывали новые архитектурные принципы, а архитектурные журналы распространяли дизайны зданий по всей стране.

Ньюпорт
Ньюпорт