СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
Архитектура — это искусство, задачей которого является формирование окружающей человека среды, создание функциональных строений в соответствии с требованиями, продиктованными понятиями эстетики и красоты. Архитектурные сооружения должны отвечать трем основным требованиям: польза, прочность и красота. Художественные образы, воплощаемые современными архитекторами, играют большую роль в духовной жизни человека, а конструктивные, функциональные и эстетические качества произведений архитектуры тесно связаны между собой.
Каждому историческому периоду присущи определенные типы строений, которые определялись используемыми материалами и технологиями. Поэтому каждая эпоха характеризуется своим собственным стилем, на который помимо материалов и технологий большое влияние оказывали постоянно менявшиеся понятия о красоте и целесообразности.
Если говорить о развитии архитектуры в наши дни, то многие архитекторы выделяют в ней два направления. Во-первых – это «эклектика» или традиционная архитектура. Это направление характеризуется постоянным обращением к различным историческим стилям при создании архитектурных форм. Вторым направлением развития архитектуры считают «современную архитектуру», которая в поисках новых образов обращается к высоким технологиям (как строительным, так и компьютерным), использует новейшие достижения ученых и самые современные стройматериалы.
В современной архитектуре можно наблюдать полную свободу идей и мнений: сегодня нет приоритетных направлений и стилей, а все концепции развития являются равноправными. В последние десятилетия двадцатого века и в начале нынешнего столетия мы видим отказ от прежних стилей и форм, а также неустанный поиск и применение современных материалов, таких как железо, стекло, пластик, железобетон. Современная архитектура использует самые разнообразные стили: конструктивизм, постмодернизм, минимализм, китч, «техно», «хай-тек» и т.д., а также их комбинации, порой довольно смелые.
Пожалуй, первым направлением современной архитектуры можно назвать конструктивизм, или как его чаще называют – функционализм. Приверженцы этого направления считают, что эстетическая сторона сооружения должна полностью подчиняться функциональному назначению. В связи с этим отрицается значение красоты и любых достижений прежних эпох. Функционализм ориентируется не на внутренний мир человека, его индивидуальность, а на усредненные биологические и социальные потребности.
Поэтому архитектурные сооружения этого направления отличаются предельно простыми формами, минимальной обработкой поверхности, ограниченной цветовой гаммой. Правда к плюсам функционализма следует отнести небольшие материальные затраты на возведение зданий, что позволило воплотить принцип: больше жилья за те же деньги. Большую часть архитектурных решений современных городов, с однообразными серыми, невыразительными коробками жилых домов, можно отнести именно к направлению функционализма.
«Архитектурный постмодернизм» также отрицает необходимость художественного эталона, но в противовес конструктивизму этот стиль пытается возродить такие принципы построения композиции, как пропорциональность, симметрия и перспектива. Постмодернизм руководствуется принципами эклектики, соединяя в единое целое элементы самых разнообразных стилей. При этом разные стили могут проникать друг в друга, создавая оригинальные, поражающие воображение здания.
В некоторых странах, как например, в Японии основным критерием строительства можно назвать «полифункциональность». Архитектурные сооружения этого направления выполняют не только функцию крова, но и являются незаменимым элементом в обеспечении жизнедеятельности человека.
Ярким примером такого здания может служить «Медиатека» (архитектор Тойо Ито), в которой мы видим полную гармонию между естественной и искусственной составляющей. Подобные библиотеки и музеи позволяют значительно быстрее получать новую информацию и привлекают к себе множество посетителей.
Сегодня в архитектуре и дизайне все большее распространение получает стиль «хай-тек» (high-tech), отличающийся применением высоких технологий и нетрадиционных для строительства материалов. «Хай-тек» использует много стекла и металла. Зачастую архитекторы включают в композицию здания разное инженерное оборудование (трубопроводы, шахты лифтов, воздуховоды и т.п.), что придает сооружениям определенный технократический вид. Ярчайшим представителем этого стиля можно назвать жилую башню «Suite Vollard» в Бразилии. Это здание состоит из 11 этажей, и может вращаться вокруг своей оси. Каждый этаж вращается независимо от других. Каркас здания состоит из виниловых и металлических конструкций, а стены – почти полностью из стекла.
В последние десятилетия мы можем наблюдать все более широкое развитие так называемого «биоморфного» направления в современной архитектуре. Развитие этого направления стало возможным исключительно благодаря активному использованию в архитектуре новейших компьютерных технологий. К этому направлению можно отнести, например, знаменитый музей Гоггенхайма, который находится в Испании. Спроектировал этот музей американец Ф.Гери, который впервые применил в архитектуре современные компьютерные технологии.
Снаружи музей напоминает раскручивающуюся спираль, хотя некоторые утверждают, что он похож на распускающийся цветок. Дополняет этот эффект облицовка из листов титана. Внутри здание представляет собой лабиринт с выгнутыми стенами, большими окнами и обилием хромированных аксессуаров.
Как видим в современной архитектуре уживается множество разных стилей, направлений и школ, которые ничем не ограничивают творческое воображение архитектора, предоставляя широкие возможности для того чтобы сделать нашу жизнь ярче и выразительнее.
Архитектура (по крайней мере, та ее область, которой мы сейчас интересуемся) — это часть «искусства жизни». Идеи, выраженные архитектурными средствами, не являются чем-то неприкосновенным, постоянным. Напротив, они постоянно пересматриваются и корректируются, в связи с новыми задачами, или в угоду художественным амбициям. И это необходимо, чтобы вызывать у зрителей эмоциональную реакцию, обострять чувствительность и оставлять возможность развития. А чрезмерное увлечение различными «измами» и тенденциями опасно тем, что мы не прочувствуем эту задачу достаточно полно. Примитивные подходы и простые эстетические решения делают нас бесчувственными, через некоторое время мы перестаем замечать их однообразие, мы привыкаем к ним, и они становятся для нас невидимыми. Иными словами — многие архитектурные решения с эмоциональной точки зрения невыразительны, и это чувствует как создатель, так и потребитель. Чтобы искусство жизни, воплощенное в архитектуре через ее содержание и форму, могло сохраниться, стереотипы должны быть пересмотрены. На каждой стадии развития человечество имеет соответствующие эстетические нормы и соответствующие стили. Каждое новое произведение искусства вызывает вопрос о применении норм или их преодолении, они улучшаются, частично разрушаются или по крайней мере изменяются. Каждое произведение искусства связано с утверждением новых норм, но при этом надо понимать, что в будущем они сами войдут в противоречие с новыми и будут тоже откорректированы или отменены. Искусство и художники нуждаются в этом процессе — это условие создания вышеупомянутого «искусства жизни». Я хочу обратить внимание и на другое интересное явление: когда произведение искусства завершено, видно только то. чем оно отличается от окружения, а не то, что оно принесет обществу в дальнейшем. Только по прошествии времени его можно будет оценить как интегральную часть целого. Со временем чужеродность недавно созданной формы исчезает, она становится частью окружения. Мы полагаем, что любое изменение, интерпретация или модификация формы (как бы мы это не называли), требует уважения и глубокого изучения того, что отбрасывается, интерпретируется или изменяется. Ведь ростки новых идей появляются из уже существующих. Как художник, так и любое произведение искусства, не могут существовать без корней».