Выступ верхнего этажа над нижним был распространенным явлением в средневековой архитектуре Западной Европы, связанным с недостатком земли внутри городских стен. Эта архитектурная деталь была столь популярной, что ширину выступа регулировали специальными постановлениями властей. В 1410 г. муниципалитет Франкфурта ограничил величину выступа второго этажа одним эллем, примерно равным ярду, а более высоких — тремя четвертями этой величины. В Страсбурге допустимые величины выступа были высечены на каменной табличке, укрепленной на стене городского собора.

Но у этой системы были недостатки. Для большинства деревянных каркасов требовались бревна длиной в высоту этажа. Если бы не было выступов, вертикальные столбы шли бы свободно вдоль плоскости фасада, позволяя удобно размещать на стене оконные проемы, как в Старой епископской резиденции в Бамберге. Также возникали затруд

нения при устройстве выступа на углах здания. В разных странах эту проблему решали по-разному. Немецкие плотники применяли подкосы из трех выступающих брусьев для поддержки выступа на углу. В Англии использовали «природные» кронштейны, устанавливая куски ствола с отходящими мощными ветвями.

Дом Адама в Анже, находящемся в долине Луары, был построен в конце XV в. В его конструкции кронштейны выполняли еще и художественную роль — они были украшены деревянными скульптурами. Во Франции существовала мода интенсивно украшать элементы каркаса, заполняя пространство между ними плоскими панелями. Здесь простая ромбовидная решетка из тонких деревянных брусьев придает плоскости стены нарядный вид, а детали каркаса выступают на размер скульптур. Небольшие фигуры расположены по всей высоте фасада. С выступа вниз смотрит дракон и обна-

руживает там святого Георгия с обнаженным мечом. Двое влюбленных обнимаются над входной дверью. Каждый фронтон украшен живописной резной перемычкой, свесы крыши поддерживаются брусьями, изогнутыми в виде арки.

В Германии в 1)1 ступы выглядели достаточно мощными. Определяющей чертой национального стиля каркасов в Южной Германии было большое расстояние между столбами, ограждающими широкие панели, в которых, словно глаза на лице, были пробиты маленькие окна. Диагональные подкосы образовывали со столбами фигуры, похожие на человека, названные «швабскими женщинами» или «дикими людьми». Выступающие концы балок, на которых держались верхние этажи, имели простое прямоугольное сечение и шли так часто, что напоминали ряд огромных зубов.

Дом Каммерцеля, построенный в 1589 г. в Страсбурге торговцем сыром Мартином Брауном, иллюстрирует композиционное изящество, присущее фасадам зданий с деревянным каркасом. Окна образуют непрерывные полосы по всей длине основных фасадов, заливая светом внутренние помеще-

ния трех этажей. Подобная технология, неприемлемая в каменных домах, стала прообразом ленточных окон в зданиях раннего интернационального стиля во Франции XX в. Это стало следствием того, что в Средние века вместо крыш со скатами начали делать крыши с перекладинами. Раньше скаты крыши выступали за стены, образуя свесы. В новом варианте использовалась горизонтальная стягивающая балка, образующая со стропилами жесткую треугольную ферму. Угол, под которым

шли скаты, сильно изменился. Огромным преимуществом крыш с треугольными фермами стало то, что от них не возникало раздвигающего усилия на стены и их можно было делать тоньше. Несмотря на это, фасады производят впечатление солидности из-за множества выступающих на поверхность стен деталей деревянного каркаса. Прочные угловые столбы связывают смежные стены, а аллегорические скульптуры составляют главную часть элементов украшения.

БРИТАНИЯ