Развитие типа государственного здания общественного назначения 1760—1770-х гг. и формирование нового стиля в архитектуре можно проследить на примере Воспитательного дома в Москве. В этом новом по своему назначению общественном сооружении, как бы воплощающем идеи «просвещенного абсолютизма» о переустройстве общества посредством воспитания и образования, хорошо разработана функциональная сторона, достигнуто строгое соотношение плана, объема и фасадов здания. По проекту здание, рассчитанное на 8000 детей, состояло из двух корпусов, ограничивающих прямоугольные дворы и объединенных центральным корпусом, выступающим из общего массива здания в сторону Москвы-реки; служебные корпуса обрамляли с трех сторон громадный участок Воспитательного дома. Проект не был полностью осуществлен, были построены только западный и центральный корпуса, восточный корпус возведен лишь в 1930 г.1.
По характеру построения, по масштабам и принципам композиции типологическая схема Воспитательного дома сходна со схемой проекта госпиталя и инвалидного дома Ухтомского в Москве и схемой планировки Дома инвалидов в Париже. В отличие от декоративно-насыщенной архитектуры произведений Ухтомского в Воспитательном доме, за исключением интерьера церкви, применены очень простые архитектурные средства. Это рустовка цокольного этажа, горизонтали цокольного и венчающего карнизов, простые наличники много численных окон. В этой трактовке стен отчетливо проявились художественные черты нового. Объединяющей композиционной основой всего огромного по своей протяженности комплекса Воспитательного дома, занимавшего целый район города, служит трехчастный объем центрального корпуса, выдвинутый на набережную и увенчанный тремя куполами.
Дальнейший шаг в развитии типа правительственного общественного здания — строительство Сената в Кремле по проекту арх. М. Ф. Казакова. Здание проектировалось для собраний дворянства Московской губернии, но с переводом из Петербурга в Москву двух сенатских департаментов оно было предоставлено Московскому Сенату, который назывался тогда «Дом присутственных мест». Здание Сената занимает треугольный участок, прилегающий к Кремлевской стене в северо- восточной оконечности Кремля, ограничивая своим главным фасадом Сенатскую площадь под углом к фасаду Арсенала. План здания имеет форму треугольника с внутренним двором, разделенным поперечными корпусами на три части. Центр композиции — круглый купольный зал, расположенный у вершины этого треугольника на главной оси здания. Все помещения Сената хорошо связаны друг с другом сквозными коридорами, идущими по периметру двора. По своим типологическим признакам Сенат с его центральным парадным въездом во двор со стороны главного фасада, с внутренним парадным двором, строго осевой композицией близок к Академии художеств и другим крупным общественным зданиям 60—70-х гг.
XVIII в., таким, например, как Гостинный двор, Воспитательный дом.